В Санкт-Петербурге прошел ХIII Международный культурный форум
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

В Санкт-Петербурге прошел ХIII Международный культурный форум

16.11.2019

Его площадками стали Эрмитаж, Мариинский театр, Российский этнографический музей, Таврический дворец. А участниками - звезды театра, оперы и балета, выдающиеся режиссеры и музыканты из 90 стран мира. 

Общественную палату Челябинской области на мероприятии представила председатель комиссии ОП по информационной и культурной политике, межнациональным отношениям, Народная артистка Российской Федерации Наталья Заварзина.

Основная тема форума в этом году: «Культурные коды в условиях глобализации». Традиционно форум работал одновременно в трех направлениях: профессиональный, деловой и общественный потоки.

Программа форума была разделена на 14 секций, среди них «Кино», «Театр», «Изобразительное искусство», «Музеи и выставочные проекты», «Культурный туризм», «Музыка», «Литература и чтение», «Массовые коммуникации» и многие другие. Каждую секцию возглавлял известный деятель культуры, так например, секцию «Театр» в этом году — Валерий Фокин, «Музыку» модерировал пианист Денис Мацуев, «Кино» — Федор Бондарчук. Руководителями секции «Танец» выступили Николай Цискаридзе и Борис Эйфман.

Гала-открытие форума состоялось 15 ноября на Новой сцене Мариинского театра. В церемонии участвовали артисты Сергей Безруков, Анна Большова, Дарья Мороз, театральные и цирковые коллективы. Открыл программу вечера Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

В рамках Общественного потока прошли лекции и мастер-классы известных деятелей искусства, конференции, спектакли, выставки, кинопремьеры. Жители и гости Санкт-Петербурга посетили в общей сложности более 70 культурных мероприятий.

Результаты форума еще будут оцениваться в перспективе, но некоторые итоги можно подвести уже сейчас.

Секция «Театр» провела свою работу под знаком двух главных событий этого года: Год Театра в России и Международной театральной олимпиады 2019. Итоги последней обсудили на форуме.

«Надо же было вот эту долготу как-то выдержать содержательно, поэтому олимпиада вышла за границы Петербурга. И чтобы испанский театр выступал, например, в Магадане из Барселоны или Финский национальный театр на Сахалине — это, конечно, такие подарки были зрителю и профессиональному, и непрофессиональному. Мне кажется, во всех смыслах — и в профессиональном смысле и в таком привлечении зрителя — это получилось», — прокомментировал итоги Театральной олимпиады телеканалу «Россия К» художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

14 ноября в Главном штабе Эрмитажа состоялось ключевое событие секции «Массовые коммуникации» — пленарная дискуссия «Голос искусства в медиапространстве». Эксперты отметили всплеск интереса массового зрителя к культуре: растет количество слушателей на концертах, зрителей — в театрах и на выставках, а следовательно, усложняется задача для СМИ, которые доносят нужную информацию до публики.

«Медиа выполняют просветительскую функцию, приближая искусство к зрителю, но могут лишить человека особенного индивидуального пути, делая его частью большого потока, по которому его направляют условные кураторы. С одной стороны, я разделяю восторг от степени доступности искусства сегодня, но с другой стороны, у меня возникает страх, что искусство, проходя через провода и экраны, снижает энергию своего воздействия. Оно заходит в зону массового потребления, но восприятие искусства — это индивидуальный продукт. Оптимизм менеджеров мне понятен, но как режиссеру мне становится немного страшно», — высказался на дискуссии художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов.

На секции «Литература и чтение» обсудили границы писательской и журналистской работы, поговорили о блогерах и фейковых новостях, «большой» журналистике и литературе, а также о работе с фактами и документами.

«Мы живем в такие времена, когда только их документальная фиксация может с ними справиться. Сейчас литературы — великой литературы, соответствующей масштабам перемен в мире — просто нет. И она будет не скоро, через 100 лет, а от журналистов сейчас зависит шанс создать полную и беспристрастную летопись самого великого разлома в истории Человека», — цитирует слова одного спикеров, писателя и публициста Дмитрия Быкова пресс-служба VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На дискуссиях секции «Кино» обсудили вопросы развития отечественного кинематографа, продвижения российского кино за рубежом, развитие киноиндустрии в регионах. Никита Михалков прокомментировал основную тему форума в этом году: «Для меня культурный код — это любовь в самом широком смысле. Когда мы не чувствуем в фильме любовь к произведению, к зрителям, мы получаем произведение, которое не хочется посмотреть еще раз. Сострадание и любовь — в русской культуре это и есть культурный код. А глобализация — страшная вещь. Когда мир хотят превратить в „Макдональдс“ — это ужасно. Питаться дешево, но вредно — неправильно: вы будете сыты, но больны», — приводит мнение режиссера ТАСС.

В рамках форума также прошел III Международный форум-фест Jazz Across Borders, программа которого также включала в себя профессиональные дискуссии, мастер-классы всемирно известных артистов и шоукейс-фестиваля российских и зарубежных джазменов. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии любители джаза собрались на гала-концерт, хедлайнерами которого выступили звезда европейского джаза, трубач-виртуоз Тиль Брённер, народный артист России Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр.

В финальный день также состоялось одно из ключевых событий VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума — гала-концерт в честь открытия Детского театра танца. На сцене новой общегородской образовательной и концертной площадки выступили воспитанники Академии танца Бориса Эйфмана, Пекинской академии танца и Государственной балетной школы Берлина.

«Эта современная площадка будет принимать любительские и профессиональные коллективы юных исполнителей со всей России, а также из-за рубежа. Кроме того, в стенах нового театра смогут реализовать свои первые замыслы молодые хореографы, лишь начинающие творческий путь. Аналогов такому учреждению в мире нет. Более того: под одной крышей с полноценным театром работает общеобразовательная школа», — рассказал в интервью корреспонденту «Россия К» Борис Эйфман.

Страной-гостем форума в этом году выступила Китайская народная республика. По предварительным данным, в 2020 году этот статус будет передан Южной Корее. По сообщению организаторов, всего в форуме приняли участие 35 тысяч человек.