21 ноября состоялся очередной круглый стол, организованный комиссией ОП Челябинской области по вопросам общественной безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и реестровым казачеством. Участники встречи изучили систему социальной защиты гражданских спасателей, не входящих в состав МЧС России, и наметили пути решения существующих проблем.
В настоящее время на территории Челябинской области создано и работает четыре формирования, не входящих в состав МЧС России. К ним относятся поисково-спасательная служба Челябинской области и городские службы спасения Челябинска, Снежинска и Озёрска. Далеко не все жители региона и представители власти понимают, что на долю этих гражданских спасателей приходится порядка 70% результатов поисково-спасательных операций в горно-таёжной местности, около 100% – водолазных работ, выполняемых в рамках поисковых мероприятий, две трети – газоспасательных работ и около половины всех результатов помощи людям при ДТП.
Требования к квалификации, аттестации и здоровью для спасателей суровые. Эта профессия подразумевает готовность выдвинуться на помощь людям и в нерабочее время. Спасатели в подобных формированиях не могут рассчитывать на льготную пенсию. Также, если в Челябинской области для региональных спасателей, достигнувших 40 лет и имеющих стаж работы спасателем 15 лет, предусмотрены специальные ежемесячные выплаты (не пенсия), то муниципальные спасатели их не получают – нет соответствующих решений местных властей ввиду дефицита бюджета.
Фактически при таких условиях труда гражданские спасатели, не работающие в органах МЧС России, вряд ли могут выйти на пенсию при достижении общего для всех пенсионного возраста. Физическое здоровье не соответствует требуемым параметрам. Все это ведет к высокой «текучке» кадров и дефициту молодых специалистов.
Руководители спасательных формирований на круглом столе отметили: наряду с отсутствием возможности получения льготной пенсии существует проблема с размером заработной платы. Средний ее размер для спасателя областной службы составляет чуть больше 55 тысяч рублей (с учетом компенсирующих и стимулирующих выплат), а для трудящихся в муниципальных службах – менее 40 тысяч рублей. Такой размер заработной платы неконкурентен. Аналогичная квалификация в иных сферах трудовой занятости оплачивается значительно выше.
«Из-за неукомплектованности муниципальных спасательных служб есть реальная угроза лишения их допуска для проведения аварийно-спасательных работ – таковы требования действующего законодательства. Если не принять срочных мер, в том числе связанных с внесением изменений в федеральное и региональное законодательство, объекты повышенной опасности могут оказаться не обеспеченными защитой со стороны аварийно-спасательных формирований. Также сложно представить, как развивать в регионе туристическую сферу, особенно спортивно-походную, без наличия квалифицированных спасателей», – высказался Евгений Савченко.
В ходе дискуссии обозначились и другие риски, требующие скорейшего решения. Участники круглого стола пришли к тому, что необходимо создать специальную межведомственную рабочую группу с участием членов комиссии и экспертов Общественной палаты для выработки формулировок законодательных инициатив с последующим обращением. Для проработки этого вопроса понадобится содействие Общественной палаты России.
Без устранения перечисленных на мероприятии изъянов сложно представить обеспечение мер защиты и безопасности жителей региона и страны в целом. В ближайшее время будут подготовлены рекомендации Общественной палаты Челябинской области для решения актуальной задачи, от которой зависит жизнь и здоровье людей.