Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Столкновение интересов

01.02.2018

Промышленники и экологи обсудили качество атмосферного воздуха в регионе. 31 января в южноуральской столице состоялось заседание круглого стола на тему «Улучшение качества атмосферного воздуха в Челябинской области». Промышленники, чиновники, активисты-экологи и журналисты — высказаться смогли все.

Для начала отметим — подобное мероприятие проводилось в Челябинске уже во второй раз. Региональная Общественная палата (а именно ее члены являются организаторами круглого стола) планирует в дальнейшем сделать такие заседания регулярными и превратить их в традиционную и полезную дискуссионную площадку. Пока получается.

Также хочется обратиться к цифрам. Их на заседании круглого стола озвучил заместитель губернатора Сергей Сушков.

350 тысяч тонн загрязняющих веществ — разрешенная норма выбросов в Челябинске (в год)
150 тысяч тонн — выбрасывается по факту
Около 500 тысяч автомобилей ежедневно ездят по дорогам Челябинска
104 га — площадь городской свалки Челябинска
75% топлива, продающегося в Челябинске — некачественное

— Власть должна предлагать реальные механизмы решения проблемных вопросов, — подчеркнул Сушков. — Многофакторный анализ, который мы провели, наглядно демонстрирует, из-за чего появляется смог. Во-первых, это выбросы промышленных предприятий. Представляете, что было бы, если бы все предприятия выбрасывали полностью все, что разрешено?! Коркинский разрез — также один из очевидных источников загрязнения воздуха в Челябинске. Городская свалка. Понятно, что принято решение о ее закрытии, но и она на сегодняшний день является одной из причин смога в Челябинске — здесь фиксируются превышения по метану и формальдегиду. Свалка работает с 1949 года, и никто точно не может оценить количество выбросов в атмосферу. Южноуральская железная дорога и сортировка вагонов на вокзале в центре Челябинска — однозначно источник смога. Уплотнительная застройка отдаленных районов города также влияет на появление в городе смога, центр города не продувается. И «Парковый», и «Академ Риверсайд», и «Чурилово» — все это не позволяет продуваться городу. И, конечно, нельзя не сказать об угольной котельной в центре Челябинска.

По словам Сушкова, решения проблем разработаны. Правда, не все внедрены. Так, например, запрет на въезд в центр Челябинска большегрузов в период НМУ имеет массу исключений, следовательно, постановление о запрете нуждается в срочной доработке.

Что касается городской свалки, то для нее правительство региона уже закупает газоанализаторы. Это один из самых срочных вопросов, как, впрочем, и рекультивация Коркинского разреза, пожары на котором — одна из главных причин смога в южноуральской столице.

— Нам необходимо проработать вопрос с ЮУЖД о том, чтобы убрать вагонную сортировку из центра города, — добавил Сушков. — Необходимо быстро реагировать на жалобы жителей и показать всем загрязнителям, что существует неотвратимость наказания за нарушение природоохранного законодательства. Также нужно обратить внимание на реагенты, которыми посыпаются дороги. Реагенты не должны оставлять пыль. Очистка реки Миасс, создание парковых зон, компенсационные высадки деревьев — принципиальные вопросы, которые предстоит решить. И ни одну из проблем нельзя решать без экологов, общественников и активистов.

В ходе заседания смогли высказаться и представители крупнейших промышленных предприятий. Таких, как ЗАО «Карабашмедь», ОАО «Фортум», ООО «Мечел-КОКС», ПАО «Челябинский цинковый завод», ПАО «ЧТПЗ» и ПАО «ММК». Все с разной степенью откровенности сообщили о мерах, которые принимают для того, чтобы снизить выбросы, о технологиях, которые внедряют и о перспективах, которые видят. Все единодушно отметили: главное — это экология.

Так, например, по словам Натальи Гончар — вице-президента РМК, представляющей ЗАО «Карабашмедь» (входит в структуру РМК с 2004 года) — выбросы за минувшие 14 лет предприятие смогло снизить более чем в 20 раз. Сергей Корчаков — управляющий директор ООО «Мечел-КОКС», к которому у собравшихся оказалось больше всего вопросов — сообщил, что только в 2017 году предприятие снизило количество выбросов на 390 тонн. Впрочем, хвалили больше всего ММК.

— У комбината есть особая, очень наглядная и продуктивная стратегия экологического развития, — рассказал позднее «Челябинскому обзору» председатель региональной Общественной палаты Олег Дубровин. — Мы бы хотели добиться такой же программы от всех крупных предприятий. Более того, мы считаем, что каждое предприятие должно дать людям возможность увидеть эту стратегию. Собственно, площадка круглого стола нацелена как раз на то, чтобы все предприятия могли высказаться, отчитаться и чтобы как можно больше людей их услышало.

Но вернемся к смогу. По словам Яны Куприковой — исполняющей обязанности министра экологии региона — даже при нагрузке менее чем в 150 тысяч тонн выбросов в год в жилых зонах Челябинска фиксируется превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ. Именно поэтому очень важно делать замеры качества воздуха (грубо говоря) не на трубе предприятия, а в жилом секторе — в момент замера выбросов нарушений может и не быть.

Вопрос «контроля» количества точечных застроек в Челябинске поднял депутат Госдумы Владимир Бурматов. Именно они влияют (как уже говорил Сушков) на качество атмосферного воздуха.

— За прошлый год мы не дали начать пять больших строек, которые грозили вырубками зеленых насаждений, уничтожением краснокнижных деревьев, а самое главное — консервированием воздуха, — подчеркнул Бурматов. — Бывают настолько застроенные дворы, что они элементарно не продуваются, и вся взвесь стоит в воздухе. Раньше город продувался, потому что соблюдался генплан, а после того как в начале «нулевых» навыдавали «филькиных грамот» — разрешений на строительство, по которым до сих пор строят, — все изменилось. Базовой темой комитета по экологии Госдумы, который я возглавляю, в этом году станет законопроект о сводных расчетах (сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха, включающие диагноз, оценку, прогноз, механизмы влияния на ситуацию — прим. редакции). Это челябинская инициатива, которую поддержали на федеральном уровне. Закон позволит учитывать сумму выбросов от промышленных предприятий-загрязнителей, от автомобильного транспорта, от других объектов негативного влияния на окружающую среду и в том числе от неучтенных предприятий-загрязнителей, суммировать, и исходя из этого уже дать возможность принимать управленческие решения. От 4 до 20% выбросов — это как раз неучтенные предприятия. Например, предприятие, на котором мы проводили рейд 30 января, производит пластмассу прямо в центре города, на улице Яблочкина, все в клубах дыма ночью. Это вопрос? Да, вопрос. Правовые механизмы имеются? Нет.

Вероятно, вам может показаться, что в данном тексте мало конструктива и много сумбура, касающегося «делаем» и все больше слов «надо» и «можно». Вероятно, вы будете правы, хотя бы потому, что конструктива было немногим больше на заседании круглого стола. Но давайте смотреть на проблему реально: о воздухе в Челябинске, о предприятиях-злостных загрязнителях стали активно говорить... когда — год назад? Кстати, по словам того же Бурматова, за минувший год экологии ни одно из десяти «экологических» поручений президента до конца исполнено не было. Механизмы еще оттачиваются, чиновники только-только начинают понимать, что проблема действительно очень важная. И здесь важно соблюсти политес, найти компромисс и получить резонанс, столкнув интересы промышленников, политиков и простых жителей. В идеале после такого столкновения должно произойти чудо — воздух должен стать чище (но только после выработки стратегий, принятия законопроектов и, может быть, даже пары-тройки показательных административных дел с большими штрафами).

Пока реалии предлагают нам одно — регулярные НМУ и в перспективе хорошую дискуссионную площадку, на которой можно хотя бы поспорить и вникнуть в проблему глубже, увидеть тех, «кто за это в ответе». В следующий раз обязательно поприсутствуйте, ведь это касается и ваших интересов.