21 августа в этом вопросе разбирались эксперты в ходе круглого стола, организованного комиссией Общественной палаты Челябинской области по вопросам общественной безопасности, взаимодействия с правоохранительными органами и реестровым казачеством организовала.
Модератором выступил председатель комиссии Евгений Савченко.
В мероприятии приняли участие представители Управления Росгвардии России по Челябинской области, Законодательного Собрания области, регионального Министерства образования и науки, объединения работодателей частных охранных предприятий.
«В сентябре исполняется 20 лет с момента трагедии в Беслане, когда от рук террористов погибло 334 человек — взрослых и детей, захваченных боевиками в школе. К сожалению, факты вооруженных нападений на учащихся и педагогов в образовательных учреждениях фиксируются и сегодня. Только за последние два года в средствах массовой информации размещалась информации о десяти таких резонансных фактах, произошедших в регионах России. Наряду с инженерно-техническими мерами защиты, обучением педагогов и школьников поведению в нештатных ситуациях, значимо наличие в образовательном заведении профессиональных охранников, обеспечивающих порядок, надлежащий пропускной режим, своевременное оповещение о возникшей опасности и вызов экстренных оперативных служб», - отметил Евгений Савченко.
По словам председателя комиссии ОП, в соответствии с регуляторами действующего законодательства, установлено четыре категории опасности школьных объектов (территорий), в зависимости от расположения учреждения и его вместимости. Для каждой категории предусмотрены особые требования по обеспечению технической и физической защиты. Школы, включенные в перечень 3, 2 и 1 категории, в отличии от 4, должны охраняться частными охранными предприятиями или силами специализированных подразделений Росгвардии.
Что касается объектов образования, отнесенных к 4 категории, по мнению участников круглого стола, в правовом поле имеется пробел. Так в обязанности руководства школы, отнесенной к 4 категории опасности, входит обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. В свою очередь такая трудовая деятельность, согласно национального каталога товаров, работ и услуг является охранной услугой, выполнение которой должно осуществляться лицензированным охранником, работающим в частном охранном предприятии. На практике — эту работу выполняют обычные вахтеры. Как правило, преклонного возраста.
В рамках встречи руководитель челябинского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Николай Ложкин сообщил, что, в ряде случаев, объекты защиты 1-3 категории опасности охраняются работниками частных охранных предприятий, которые по факту не трудоустроены в ЧОП или не имеют предусмотренных законодательством документов, разрешающих им оказывать охранные услуги.
Он уверен, что такие нарушения, зачастую провоцируют заказчики услуги — образовательные учреждения, которые объявляют конкурентную процедуру на выполнение охранных услуг, включая в технического задание стоимость услуги, кратно ниже начальной максимальной цены контракта (НМЦК) порядок установления которой определен Приказом Росгвардии России от 15.02.2021 года № 45. В результате чего, добросовестные охранные предприятия просто не заявляются на выполнение такой услуги, осознавая невозможность ее надлежащего оказания.
В свою очередь, консультант отдела среднего профессионального образования Министерства образования и науки Юрий Король обратил внимание участников круглого стола на то, что школы, готовя документацию на конкурентную закупку ориентируются на лимиты выделенных им целевых бюджетных средств.
«Региональный бюджет испытывает определенные трудности и потому далеко не всегда есть возможность выделить школам средства, позволяющие установить НМЦК, исходя из положений 45 Приказа Росгвардии. Эти трудности характерны для большинства регионов, разрешить которые без поддержки федерального бюджета маловероятно», - заявил он.
«В рамках обсуждения были выявлены правовые пробелы, мешающие организации контроля за добросовестным оказанием ЧОП своих услуг школе. Фактически такого рода контроль может осуществлять лишь заказчик услуги — школа, у руководства которой нет надлежащих знаний. По итогам, ориентируясь на выявленные в ходе обсуждения изъяны и пробелы будут подготовлены рекомендации компетентным ведомствам для принятия конкретных мер реагирования для организации действенной защиты учащихся и педагогов», - подчеркнул Евгений Савченко.
Кроме того, спикеры убеждены, что системное проведение проверок в учебных заведениях в рамках осуществления общественного контроля силами членов и экспертов региональной и муниципальных общественных палат, обладающих законными полномочиями для этого, оказали бы помощь подразделениям Росгвардии в выявлении и пресечении нарушений, допускаемых частными охранными предприятиями при охране школ.