Этот вопрос стал главной темой сегодняшнего круглого стола Общественной палаты Челябинской области «Пандемия и дистанционное обучение: итоги, проблемы и перспективы».
Участие в вебинаре на платформе ZOOM приняли представители министерства образования и науки региона, Комитета по делам образования Челябинска, некоммерческих общественных организаций, ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», вузов и школ. Провела встречу заместитель председателя комиссии Общественной палаты Челябинской области по образованию и науке Елена Сыркина.
Открывая встречу она отметила, что период дистанционного обучения стал серьёзным испытанием для системы образования региона и всей страны. Достойно преодолеть все сложности экстренной удаленки стало возможным благодаря настойчивости педагогов, освоивших в короткий срок работу с различными цифровыми платформами, а также поддержке со стороны родителей.
В рамках встречи специалисты говорили о преодолении сложностей, с которыми пришлось столкнуться всем участникам дистанционного обучения, и о том, как избежать их в будущем. Одну из проблем озвучил министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов: «По дистанту в школах из минусов можно выделить недостаток цифровой инфраструктуры. Это не позволяет охватить всех школьников электронными ресурсами. Есть населенные пункты, куда до сих пор не дошел высокоскоростной интернет. Есть семьи, где не хватает гаджетов».
А представители вузов отметили другую сложность. Она заключается в оперативной подготовке качественного образовательного контента по всем дисциплинам и курсам. «Технические сложности для нас не так были серьезны, как для школ. У нас давно существуют образовательные программы, которые полностью реализуются дистанционно», - поделился проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Радионов.
Однако, по словам экспертов, форс-мажорный переход на дистанционное обучение дал и неожиданный положительных эффект. Для некоторых школьников бесконтактное обучение оказалось психологически более комфортным, они увидели для себя новые возможности, стали активнее. А в вузах выросла посещаемость студентами онлайн-пар.
В завершение встречи участники дискуссии пришли к выводу, что при всех ошибках, проблемах и сложностях дистанционный формат обучения на Южном Урале справился со своей задачей - помог обучающимся завершить учебный год и уберечься от угрозы заболевания. Накопленный во время удаленки опыт будет использован при дальнейшей подготовке педагогов.
«Все эксперты сошлись на том, что дистанционные технологии никогда не заменять очной формы обучения, а могут выступать только как дополнение к очному обучению. Это первое. Второе - дистанционные технологии уже стали неотъемлемой частью жизни, как компьютеры, социальные сети, интернет. Третье, необходимо разрабатывать целый блок нормативно-правовых актов по электронному обучению. Четвертое, необходимо проводить дифференциацию видов обучения и разрабатывать оригинальный образовательный контент - отраслевые программные продукты. Пятое, необходимо менять методологию образования при дистанционном обучении (видеоконференции на различных площадках еще не равны дистанционному обучению, они только один из инструментов). Шестое, цифровизация управленческих процессов. Седьмое, необходимо внесение изменений в трудовой кодекс в части касающейся работы на "удаленке"», - рассказала заместитель председателя комиссии Общественной палаты Челябинской области по образованию и науке Елена Сыркина.