Экология содержания автомобильных дорог
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Экология содержания автомобильных дорог

17.12.2020

16 декабря Общественная палата Челябинской области инициировала и провела круглый стол на актуальную для нашего региона тему: «О мерах по снижению вредного воздействия на окружающую среду транспортными средствами».

В рамках круглого стола эксперты обсудили актуальные вопросы, связанные с воздействием автотранспорта на экологию города и региона в целом.

Ни для кого не секрет, что в рейтинге экологического управления городов России, составленном министерством природных ресурсов и экологии РФ, Челябинск занимает 37 место из 55. Челябинск по праву считается городом заводов и предприятий с плохой экологией и вытекающими отсюда проблемами.  Сегодня, в рамках встречи эксперты и общественники решили обсудить одну из острых проблем нашего региона – влияние автотранспорта на окружающую среду.

 Участники убеждены, что автомобильный транспорт является одним из главных источников загрязнения окружающей среды, транспорт наносит ощутимый вред экологии, главным образом атмосфере и это одна из насущных и актуальных проблем современного общества.

Член Общественной палаты Челябинской области Евгений Савченко отметил, что 30%  загрязняющих веществ напрямую связаны с воздействием автотранспорта, по его мнению, это значительный показатель.

«Общественная палата региона проводит круглый стол по данной проблематике для того, чтобы собрать предложения экспертов и постараться найти пути решения этой острой проблемы», - уточнил Евгений Савченко.

Первым представил свой доклад заместитель Министра экологии Челябинской области Виталий Безруков.

В своем выступлении представитель министерства рассказал, что по данным Росприроднадзора в 2019 году выбросы от стационарных источников по Челябинской области составили 592 тыс. тонн и от передвижных источников  99 тыс. тонн.  По городу Челябинску общий объем выбросов в атмосферный воздух от промышленных предприятий и всех стационарных источников составляет до 177 тыс. тонн и 37 тыс. тонн от передвижных источников.

«В 2017 году Министерством экологии Челябинской области были проведены исследования транспортных потоков, в рамках исследования изучались основные автомагистрали Челябинска и Челябинской области, велся подсчет автомобильного транспорта, производились замеры атмосферного воздуха. Данные полученные в ходе исследования, как раз сейчас используются для проведения сводных расчетов рассеивания выбросов. Кроме того, были приобретены приборы по контролю за коэффициентом дымности отработанных газов для дизельных и бензиновых двигателей, но в связи с отсутствием полномочий проверки автотранспортных средств на соответствие технических нормативов по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, Министерство экологии региона приобретенные приборы в 2019 году передали в ГИБДД», - сообщил Виталий Безруков.

Чиновник напомнил, что в соответствии с федеральным проектом «Чистый воздух» основная цель – снижение загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на 30% до конца 2024 года и на 50% до конца 2030 года.

«Одна из мер для достижения этих показателей - переход общественного транспорта на газомоторное топливо. В 2019 году за счет областного бюджета было приобретено 66 автобусов на общую сумму 718 млн. руб., в 2020 году было приобретено 36 автобусов на сумму 416 млн. руб. В общей сложности более 100 автобусов на новом газомоторном топливе уже курсируют по городу. Также в рамках федерального проекта «Чистый воздух» для Челябинска необходимо приобретение еще 452 автобусов, а по электрическому транспорту планируется приобретение 116 трамваев. Благодаря данным мероприятиям экологический эффект составит снижение выбросов до 15 тыс. тонн в год», - уточнил заместитель министра экологии Челябинской области.

Председатель Комитета дорожного хозяйства города Челябинска Ринат Кучитаров в своем докладе рассказал об организации уборки дорог местного значения на территории города Челябинска, в том числе с использованием реагентов в условиях НМУ.

«В городе Челябинске отказались от применения комбинированных противогололедных материалов, потому что данные материалы на основе песка и различных хлоридов или на основе отсева. В следствии возникает ряд проблем, забиваются ливневые канализации и появляется большое количество пыли, которая поднимается в воздух городским автотранспортом, поэтому сегодня мы применяем чистые хлориды, а именно поваренную соль. В обязательном порядке после очистки дорог специальным автотранспортом мы обрабатываем особенно опасные участки, а именно мосты, спуски, перекрестки, пешеходные переходы», - рассказал в начале своего выступления Ринат Кучитаров.

Он отметил, что на сегодняшний день нет специальных технологий в зимний период для обработки дорог от пыли. Единственный вариант снижения пыли в зимний период это полив дорог рассолами, но стоимость 1 тонны такого раствора составляет 32 тыс. руб. за тонну. 8 тонн раствора хватит только на 5 км дороги. Для сравнения, стоимость соли составляет 4 тыс. руб. за тонну.

На круглом столе участники выяснили, что во многих городах активно применяются пылесосы для уборки дорог, которые могут работать в минусовую температуру воздуха. В Челябинске на сегодняшний день такой техники нет.

Экоактивисты уверены, что нашему региону крайне необходимо перенимать положительный опыт других регионов с применением подобной спецтехники в зимний период времени.

Одной из самых острых проблем участники круглого стола признали парковки автомобилей на газонах и придомовых территориях.

Руководитель Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко считает, что во дворах города не должно быть автомобилей с долго  работающим двигателем.

«В зимний период многие пользуются автозапуском транспортных средств, автомобили в течение дня стоят заведенные под окнами домов, гулять в этот момент во дворе с детьми просто невозможно. У многих жителей нашего города есть положительный опыт, когда на собрании жильцов принималось решение закрыть территорию двора, тем самым освободив двор от автомобилей и выхлопных газов», - поделился Николай Дейнеко.

Депутат Совета депутатов Центрального района, активист экологической группы «Челябинск, Дыши!» и общегородского движения «Горожане» Елена Вахтина возмущена тем, что ГИБДД в соответствии с действующим законодательством не имею право штрафовать тех участников дородного движения, которые оставляют свои автомобили на газонах.  Спикеры уточняют, что в городе практически не осталось зеленых насаждений.

В ходе разговора собравшиеся выяснили, что информацию о данных нарушениях необходимо передавать в органы местного самоуправления, поскольку только они имеют право выписать штраф автолюбителю.

Чтобы на улицах города не было пыли, а газоны продолжали радовать жителей, а  пешеходам было удобно идти по тротуарам, нельзя  допускать нарушений правил парковки. Каждый сознательный гражданин вправе зафиксировать нарушение на камеру и отправить информацию в администрацию города.

Начальник отдела технического надзора Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области Константин Савостин, уточнил, ГИБДД занимается всем, что связано с дорогами и тротуарами, в том числе, припаркованными на тротуаре машинами. Парковка на газонах не регулируется Правилами дорожного движения, поэтому ей занимается не ГИБДД, а органы местного самоуправления, которые могут запрещать парковать автомобили на газонах.

В завершении круглого стола, свой доклад представил доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ, к.т.н., член рабочей группы по модернизации работы общественного транспорта Челябинской агломерации Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Владимир Шепелев: «Буквально в ноябре прошлого года я был в командировке в Соединенных Штатах Америки, в Вашингтоне, где по приглашению  коллег мне удалось узнать об уникальных наработках по благоустройству городской среды. Сегодня я хочу поделиться с вами тем опытом, который смог получить в этой поездке. Что касается периода НМУ, то многие штаты приняли изменения скоростных режимов, ими были размещены динамические знаки дорожного движения по ограничению скорости  в случае НМУ или гололеда. Благодаря этим действиям за последние три года у них сократилось количество дорожно-транспортных происшествий на 34% и по экологическим параметрам обстановка весьма улучшилась. Также они используют на практике изменения стоимости парковки и стоимости проезда в транспорте. То есть в случае НМУ у них увеличивается стоимость парковочного пространства, при этом в два раза снижается стоимость проезда в общественном транспорте. Это четкий инструмент, который работает на практике. В период НМУ увеличивается уборка дорог. Например, в летний период в условиях НМУ поливка дорог производится два раза в день».

Также Владимир Шепелев отметил, что в штате Вашингтон гарантия на дороги дается 10 лет, не смотря на то, что в этом штате около 70 дней сохраняется температура 0 градусов, которая является самой опасной для дорог. В Челябинске подобная гарантия – 4 года. Власти штата Вашингтон не допускают образования на дорогах грязи, пыли, остатков снега. Все эти действия способствую износостойкости дорожного покрытия. Спикер уверен, что для достижения таких показателей не нужно принимать экстраординарных решений, все максимально просто и понятно.

Подводя итоги круглого стола, Николай Дейнеко попросил участников направить в адрес Общественной палаты Челябинской области предложения для включения в резолюцию по итогам мероприятия.

Отметим, в мероприятии приняли участие представители Министерства экологии Челябинской области, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области, Комитета дорожного хозяйства города Челябинска, Общественной палаты региона и экоактивисты.