9 октября на площадке Общественной палаты Челябинской области в рамках круглого стола был обсужден вопрос реорганизации улично-дорожной сети города Челябинска в границах улиц Блюхера, Воровского, Варненской. Особенную тревогу вызвала дорожная инфраструктура вокруг Медгородка: маломобильным гражданам по-прежнему сложно подойти или подъехать к больницам, расположенным на этой территории, припарковать автомобиль, сориентироваться среди медицинских объектов.
Модератором дискуссии выступила Марина Москвичева, заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области. На мероприятии присутствовали представители региональных министерств - дорожного хозяйства, здравоохранения, социальных отношений Челябинской области. В круглом столе приняли участие представители медицинских организаций, Комитета дорожного хозяйства города, «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Общественного совета при Министерстве здравоохранения области, а также председатели профильных комиссий Общественной палаты Челябинской области Наталья Баскова и Сергей Якобюк.
С докладом выступил Алексей Чешуин, генеральный директор ООО «НПЦ Равные возможности». Он отметил, что нормативно-правовая база создана полностью: прописаны все требования к транспортной инфраструктуре. Однако на практике это далеко не всегда исполняется. По итогам доклада Алексея Чешуина выделено три ключевых аспекта: проблема транспортной доступности территория вокруг Медгородка, нехватка парковочных мест для личного автотранспорта, в том числе для инвалидов и отсутствие нормальной системы навигации для ориентации, что особенно важно для лиц с ограниченными возможностями здоровья (люди не всегда понимают, куда нужно идти).
Александр Егоров, заместитель Министра дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области внес заранее проработанные конкретные предложения: «Во-первых, понижение тротуаров у пешеходных переходов. Это самое простое, с чего можно начать. Во-вторых, решение проблемы выезда из дворов и к парковкам с помощью приподнятых тротуаров. Машина переезжает через препятствие, тем самым уступая пешеходам, которые идут по ровному, пониженному тротуару. В-третьих, создание трамвайных посадочных платформ по улице Блюхера. Они должны быть вровень с входом в трамвай. Четвертый пункт – компактность транспортно-пересадочного узла. Остановка «Областная больница» расположена достаточно далеко от пешеходного перехода. Предложено рассмотреть оптимизацию пересадки – приближение этой остановки к улице Салтыкова, что сократит расстояние до пешеходного перехода. В-пятых, устройство тротуаров на улице Блюхера до частного сектора с выходом к Областной больнице и на улице Воровского в районе стоянки на подходе к Медгородку. Еще один немаловажный пункт – обустройство островков безопасности. Их очень не хватает на длинных переходах. Предлагаем это решение для улиц Блюхера и Воровского (на пересечении с улицей Салтыкова в том числе). А правый поворот с улицы Варненской на Блюхера можно сузить до одной полосы, чтобы пешеходы чувствовали себя в большей безопасности».
Представители «Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» добавили, что занижение бордюров на пешеходных переходах требует правильной укладки тактильной плитки. Она должна соответствовать определенным требованиям. В противном случае это становится дополнительным препятствием. Также участники заседания затронули тему звукового ориентирования. Система «Говорящий город» уже используется в Челябинской области. Появилось предложение внедрить ее на светофорах города.
На круглом столе отдельно подняли вопрос о многоуровневых парковках. Общественники уже обсуждали эту тему. Александр Егоров пояснил, что, в первую очередь, нужно определить, где можно построить такую парковку: либо на территории больницы, либо на улично-дорожной сети, либо в другом подходящем месте. Здесь главную роль играют размеры сооружения. В любом случае все пришли к выводу, что без многоуровневых парковок проблему граждан с автомобилями не решить.
Предложения участников мероприятия несколько раз сходились на территории автостанции «Южные ворота» вблизи Медгородка. Многие отметили: при эффективном использовании этого пространства ситуация с парковочными местами могла бы улучшиться. Тем не менее начальник управления по содержанию автомобильных дорог Комитета дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска Евгений Иванов счел важным сказать, что создание парковочных мест на территории автовокзала повлечет за собой увеличение потока пешеходов через автомобильную дорогу, а это может привести к дополнительным трудностям. В дальнейшем еще будут вестись переговоры с собственниками автовокзала о возможном сотрудничестве.
«Стоянка на стороне Медгородка стала бы самым оптимальным вариантом. И в части доступности среды, и в части безопасности движения», – высказался Евгений Иванов.
Председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству и экологии Сергей Якобюк сделал акцент на необходимости корректировки генерального плана Медгородка, где располагаются Челябинская областная клиническая больница, детская областная клиническая больница, областной перинатальный центр, областной клинический госпиталь ветеранов войн, областной центр онкологии и ядерной медицины. В этом случае получится уделить внимание транспортной системе, схеме благоустройства, функционального зонирования с определенными разделениями зон жилой и нежилой территорий.
«Для дальнейшей работы по этому вопросу необходимо подготовить дорожную карту выполнимых мероприятий, которые были обсуждены на сегодняшней встрече, причем конечная точка развития проекта – начало 2027 года, ближе к дате запуска нового хирургического корпуса областной детской клинической больницы. Мы обращаемся с просьбой комиссии Общественной палаты по градостроительству, жилищно-коммунальному хозяйству и экологии проработать с соответствующими ведомствами вопрос о строительстве многоуровневой парковки и корректировки генерального плана Медгородка», – подытожила Марина Москвичева.