Поводом для обсуждения послужил доклад «Общественное наблюдение на выборах Президента России — 2024: инструменты, инфраструктура, практики», представленный Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг».
В Докладе эксперты «НОМ» представили анализ готовности избирательной системы и института общественного контроля к выборам Президента Российской Федерации в 2024 году. Так, они определили, что многолетнее развитие системы общественного наблюдения в стране и распространение разнообразных форм электорального контроля в регионах привели к появлению инновационных практик. В рамках наблюдения за выборами во многих субъектах будут впервые реализовываться инициативы, касающиеся применения современных средств цифровых коммуникаций, новые формы экспертной работы и общественных дискуссий.
Профессор кафедры философии и профессор кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ЮУрГУ, доктор философских наук, эксперт Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области Екатерина Прилукова считает, что для гражданина возможность проявить свою позицию — это тоже участие в работе института общественного наблюдения.
«Безусловно, выборы Президента России — событие, определяющее выбор граждан страны и направления ее развития. Позиция гражданина — участие в выборах, а не ожидание их результатов и затем комментирование того, как они проходили.
В работе общественных наблюдателей отражается степень зрелости гражданского общества и сформированности его политической культуры.В России сложилась достаточно хорошая традиция организации системы общественного наблюдения, выражать недоверие которой нет оснований.
Законодательство о выборах и, в том числе, закон № 19-ФЗ от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации», устанавливает основные права и обязанности наблюдателей. Наряду с традиционной формой осуществления наблюдения получили распространение и современные технологии в формате непосредственного видеонаблюдения в режиме реального времени и возможности обратиться к записям в случае возникновения спорных вопросов для уточнения и разрешения той или иной ситуации.
Стратегия и тактика ведения избирательного процесса дает возможность осуществлять общественный контроль на всех этапах избирательной кампании и, конечно же, в день выборов.
Наблюдатели проходят обучение, процесс которого открыт для всех граждан, общественных организаций и политических партий. Учиться никогда не поздно, обучение — это одна из форм политической социализации и возможности научиться вести открытый диалог граждан», — уверена Екатерина Прилукова.
Политолог Александр Мельников также уверен, что доклад Ассоциации «НОМ» наглядно показывает, насколько масштабная и качественная работа проводится по организации контроля и наблюдения за президентскими выборами: «При этом принимаемые беспрецедентные меры по обеспечению открытости, прозрачности и справедливости выборного процесса абсолютно оправданы и адекватны реалиям — с учетом уже предпринимаемых и ожидаемых далее попыток оппонентов России дискредитировать эти выборы.
Обращает на себя внимание особо тщательное отношение к контролю над дистанционным электронным голосованием. Ведь ДЭГ как новая процедура, с одной стороны, вызывает неизбежную настороженность у части избирателей, а, с другой стороны, требует дополнительного обучения контролеров. В этом смысле важно, что уже разработана пошаговая инструкция более чем из 60 пунктов, позволяющая следить за ДЭГ, не имея узкоспециальных технических навыков.
В плане внедрения современных технологий, как в сами выборы, так и в общественное наблюдение за ними, приятно, что в числе передовых регионов оказывается и Челябинская область. Это не только внедрение ДЭГ, но и, например, создание чат-бота, с помощью которого пользователь может направить анонимное обращение в Общественный штаб по контролю и наблюдению за выборами, а также получить информацию о текущих избирательных кампаниях и кандидатах. Этот инструмент обратной связи оценили и авторы доклада, включив его в перечень лучших региональных практик».
Доктор исторических наук, профессор кафедры политических наук и международных отношений ЧелГУАндрей Пассподчеркнул, что в нынешней геополитической обстановке, характеризующейся возвратом России к активной роли во внешней политике, что, естественно, вызывает противодействие, чрезвычайно необходимо обеспечить прозрачность и надежность электоральных процедур.
«Должна быть очевидной консолидация общества вокруг лидера, обеспечен межпартийный консенсус настолько, насколько он возможен. Я думаю, что существующая избирательная системы для осуществления этих целей максимально надежна.
Стоит также отметить, что в Украине на данный момент выборы отменены со ссылкой на экстремальную обстановку. Мы же, напротив, считаем, что именно сейчас чрезвычайно важно дать обществу возможность волеизъявления путем выборов Президента Российской Федерации. Конечно, существуют определенные риски. Во-первых, попытки иноагентов дискредитировать спецоперацию, во-вторых, обострение национальных проблем. Сорвать выборы, я уверен, невозможно, но будут определенные инциденты, позволяющие делать заявления о фальсификации, призывы не ходить людей на избирательные участки.
Доклад Ассоциации “НОМ” доказывает, что у нас существуют действенные механизмы нейтрализации подобных рисков и противостояния фейкам. Большая работа проведена именно по обеспечению прозрачности выборов и обеспечению независимого контроля над соблюдением всех электоральных процедур. Описанные в докладе инструменты прошли апробацию и показали себя как эффективный способ, доказывающий легитимность процедуры выборов. И тут, конечно, еще раз подчеркну, что ключевое значение имеет общественный контроль и в том числе участники общественного контроля. Наблюдатели на избирательных участках — не просто люди с улицы, а компетентные специалисты, обеспеченные всем необходимым, обладающие возможность оперативно взаимодействовать с членами избирательной комиссии, Общественным штабом по контролю и наблюдению за выборами, общественными организациями, непосредственно вовлеченными в процесс.
У нас достаточно возможностей для обеспечения прозрачных, честных выборов», — подытожил Андрей Пасс.
Член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в регионе, член Общественной палаты Челябинской области, доктор политических наук Сергей Зырянов отметил, что институт общественного наблюдения совершенствуется от выборов к выборам.
«Выборы — один из важнейших политических институтов современного общества. Это распространенная форма участия граждан в политике, при которой люди путем голосования избирают своих представителей в законодательные органы власти или должностных лиц. В ч. 1 ст. 81 Конституции РФ закреплено, что выборы Президента России проводятся на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, принципа тайного голосования. Граждане России в соответствии с законом пользуются активным и пассивным избирательным правом. Выборы Президента РФ по масштабам использования активного избирательного права — это выборы первого плана.
Например, в выборах Президента в 1991 году приняло участие 74,7% российских граждан, а в нашей Челябинской области проголосовало 80,3% от всех избирателей региона. Таким образом, масштаб выборов требует регулярной и системной работы по контролю за соблюдением законности и прозрачности основных избирательных процедур. Обеспечить независимый контроль за соблюдением избирательных прав граждан, за ходом голосования и правильностью подсчета голосов призвано общественное наблюдение.
Институт общественного контроля действует в рамках установленных правовых норм, при этом используются не только прямо определенные инструменты, но и задействуются практики, выработанные на основании многолетней работы по наблюдению и контролю за выборами. В сфере внимания общественного наблюдения — мониторинг избирательного процесса на избирательных участках, а также голосования вне помещения для голосования, видеонаблюдение в центрах общественного наблюдения, очное и дистанционное наблюдение за ДЭГ. Для этого используется разнообразный и весьма широкий круг дополнительных инструментов быстрого реагирования, обеспечивающих не только фиксацию спорных ситуаций, но и оперативное определение их правового статуса.
Общественный контроль на выборах осуществляют хорошо подготовленные наблюдатели. Все общественные наблюдатели, которые 15,16 и 17 марта будут присутствовать на избирательных участках, прошли необходимое обучение. Кроме того открытость избирательного процесса со стороны заинтересованных граждан обеспечат специально создаваемые Центры общественного наблюдения. Подготовка к открытию таких центров в Челябинской области и других регионах полным ходом. Можно ожидать, что количество общественных наблюдателей на мартовских выборах Президента России превысит их число на выборах в Госдуму в 2021 году.
Итак, общественный контроль за выборами — действенный инструмент обеспечения легитимности и легальности хода голосования и определения его результатов. Кстати, он уже начал работать, так как с 25 февраля 2024 года идет досрочное голосование на выборах Президента Российской Федерации. Самыми первыми свою позицию выразили сотрудники метеостанции Кур, расположенной на территории Хабаровского края, Александр и Мария», — поделился Сергей Зырянов.
Добавим, эксперты и члены Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области ведут активную работу, взаимодействуя с институтами гражданского общества, повышая электоральную культуру Южного Урала в преддверии важных выборов Президента РФ.
Ознакомиться с текстом доклада можно по ссылке: https://nom24.ru/upload/iblock/4fd/lnwltadls8qni4p0th7t33vnxlzf23qs.pdf.