Законопроект «Об образовании» необходимо сбалансировать
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Законопроект «Об образовании» необходимо сбалансировать

11.02.2011

В Челябинской области было организовано общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором приняли участие 119 областных государственных образовательных учреждений, 43 городских округа и муниципальных района Челябинской области

. По итогам общественных слушаний Общественной палатой Челябинской области были сформированы рекомендации в законопроект «Об образовании», которые сегодня утром отправлены в Полномочное представительство президента РФ в Уральском федеральном округе…

. По итогам общественных слушаний Общественной палатой Челябинской области были сформированы рекомендации в законопроект «Об образовании», которые сегодня утром отправлены в Полномочное представительство президента РФ в Уральском федеральном округе. 

В целом педагогические коллективы и другие представители академических сообществ отмечают, что изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» носят конструктивный характер, однако впечатление взвешенности и сбалансированности законопроекта портит целый ряд существенных недоработок. 

По мнению региональной Общественной палаты, законопроект чрезмерно перегружен терминологией и имеет очень большой объем, что может существенно затруднить его применение на практике. В то же время, несмотря на колоссальный объем законопроекта, в нем не нашли отражения некоторые актуальные вопросы: неясна система видов образования, в частности непонятен статус академий; отсутствует четкое определение инновационной деятельности в образовании, проигнорирован уже сложившийся на практике подход дифференциации образования. Кроме того, в законопроекте очень слабо прописано финансово-экономическое обоснование будущего закона. 

Серьезные замечания касаются и деятельности учреждений профтехобразования и дополнительного образования. Упразднение начального профессионального образования приведет к тому, что колледжи став вузами, фактически останутся в статусе ПТУ. Поэтому Общественная палата рекомендует включить начальное профессиональное образование в систему профессионального образования как самостоятельный уровень. В дополнительном профессиональном образовании, согласно новому законопроекту, представляется неоправданным снижение объема аудиторных часов на освоение рассматриваемых программ относительно действующего в настоящее время уровня (с 500 часов на 250 аудиторных часов). 

В качестве положительных сторон законопроекта, Общественная палата отмечает, что никаких социальных проблем введение нового закона не породит. Сокращение рабочих мест преподавателей при введении новой системы распределения средств на подготовку специалистов не предвидится, т.к. уже сегодня большинство квалифицированных преподавателей государственных вузов работают на условиях совмещения в негосударственных образовательных учреждениях. Таким образом, при перетоке средств для преподавателя практически ничего не изменится, возможно, кроме места получения заработной платы. 

В итоге члены и эксперты Общественной палаты пришла к выводу - закон не направлен на развитие рыночных (конкурентных) отношений в сфере образования. Совершенно не понятен статус негосударственных образовательных учреждений, кроме того, что они могут иметь государственную аккредитацию. Законопроект фиксирует антирыночную тенденцию, при которой заказчик образовательной услуги вынужден идти не туда, где лучше, так как там приходится платить, а туда, где бесплатно.