З А К Л Ю Ч Е Н И Е № 287-З-11 от 15.11. 2011г. О проекте закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

З А К Л Ю Ч Е Н И Е № 287-З-11 от 15.11. 2011г. О проекте закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

18.11.2011

Подводя итоги подготовки проекта закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, Общественная палата Челябинской области отмечает следующее. Проект бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, нормами федерального и регионального законодательства на основании утвержденного графика подготовки и рассмотрения материалов, необходимых для составления проекта закона о бюджете.

В процессе подготовки областного бюджета выполнялись государственные установки Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в том, что в ближайшие годы в стране «должна быть сформирована новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре». Решение этой задачи в значительной степени зависит от продуманной и взвешенной бюджетной и налоговой политики. В этом году обсуждение бюджета области проходит как никогда широко. Свои пожелания смогли высказать все активные жители области на «круглых столах» и публичных слушаниях. Участниками публичных слушаний по разным направлениям планирования бюджета стали более 1200 человек - депутаты Законодательного Собрания, члены Общественной палаты, представители местного самоуправления, общественных объединений, журналисты и жители региона. В результате конструктивного диалога жители обсуждали приоритеты финансирования. Самые интересные предложения вошли в программу развития области на ближайшую перспективу. Практически вся информация о деятельности руководства области открыта, она подробно размещается в Интернете и СМИ. Можно ознакомиться со всеми социально-экономическими показателями области. Каждому гражданину доступна эта информация, каждому предоставляется право смотреть, анализировать, предлагать свои решения повышения эффективности работы. Проект бюджета на 2012-2014 годы стал уникальным документом. Его особенность заключается, прежде всего, в том, что ни один бюджет не обсуждался так широко всеми категориями населения. Обсуждение прошло во всех муниципальных образованиях, на многих площадках. Получена полная картина того, что волнует сегодня избирателей, названы многие болевые точки. Бюджет получил настолько широкую огласку, что в нём найдены отражения большинства замечаний и предложений, которые высказывались. Так, в заочном обсуждении проекта бюджета приняли участие студенты и преподаватели вузов. В этом году были предложения по расчету межбюджетных трансфертов, участники публичного обсуждения бюджета просили обратить особое внимание на отдаленные районы области, заявляли, что эффективность бюджетных расходов возрастет, если власти на местах «будут включать ресурс социальной активности населения». Участники обсуждения бюджета признали, что сегодня для бюджетной системы области по-прежнему сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от металлургии и внешнеэкономической конъюнктуры. И на российском уровне, и на уровне Челябинской области по-прежнему существует ряд барьеров, препятствующих широкому внедрению в производство результатов интеллектуальной деятельности. Особо отмечено, что областной бюджет несет значительные потери по причине «теневых» зарплат, преднамеренных банкротств предприятий, попыток вывести финансовые потоки из Челябинской области. Общественная палата считает необходимым выделить основные характеристики областного бюджета на 2012 год и последующие годы: ДОХОДЫ прогнозируются в 2012 году - 84 млрд. 25,5 млн. рублей с приростом к первоначальному плану текущего года на 8,4%; в 2013 году - 91 млрд. 840,8 млн. рублей с приростом к предыдущему году на 9,3%; в 2014 году - 100 млрд. 409 млн. рублей с приростом 9,3%. Расходы бюджета определены на уровне запланированных доходов, т.е. без дефицита. Основными экономическими факторами, определяющими объем доходов, являются прогнозируемое увеличение в 2012 году: - валового регионального продукта – прирост 2,9%; - прибыли предприятий – прирост 13,8%; - фонда оплаты труда – прирост 10,1%; - стоимости облагаемого налогом имущества – прирост 6,3%. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе собственные доходы области также будут увеличиваться. В следующем году они планируются 73 млрд. 693,2 млн. рублей с приростом к первоначальному плану 2011 года на 15,4%. В 2013 и 2014 годах запланирован рост почти на 10 млрд. рублей в год. Основными бюджетообразующими источниками остаются: - налог на доходы физических лиц - 33,8 % в объеме собственных доходов 2012 года; - налог на прибыль организаций - 31%; - налог на имущество организаций - 14,7%; - акцизы - 13,2% в собственных доходах 2012 года. Проект областного бюджета сформирован на основе прогноза социально-экономического развития региона на 2012-2014 годы. Этот документ можно считать одним из главных для каждого жителя области, который воспринимается как часть целевых показателей на долгосрочную перспективу. Бюджет будущего года в нашей области назван бюджетом модернизации социальной сферы, так как 70 процентов общих расходов планируется направить на модернизацию и развитие социальной сферы. Социальная направленность бюджета выдержана. Предложения от жителей области по усовершенствованию бюджета на следующий год областное Правительство и Законодательное Собрание принимали до 14 ноября 2011 года. Все предложения рассмотрены на заседаниях рабочих групп Правительства, Министерства финансов, Общественной палаты области. Основой проводимой в области бюджетной и налоговой политики стали меры, позволившие обеспечить посткризисное восстановление экономики и сохранение в области высоких социальных стандартов. Итоги 2010 года и 10 месяцев 2011 года говорят о том, что Челябинская область обрела состояние устойчивости и позитивной динамики. По важнейшим социально-экономическим показателям область вышла на докризисный уровень. Валовой региональный продукт составил 650 млрд. руб., т.е. 105% к уровню 2009 года. Это выше среднероссийского уровня - 104%. В январе-октябре 2011 года индекс промышленного производства увеличился на 7% к соответствующему периоду прошлого года. Это в 1,5 раза превышает среднероссийский темп прироста. Уровень безработицы снизился до 1,5 %. Количество официально безработных снизилось с 65,8 до 28,8 тысяч человек. В 2011 году уровень безработицы ожидается 2 %. Растут доходы региона. По итогам 2010 года доходы областного бюджета составили 82 млрд. 804 млн. рублей, что выше уровня 2009 года на 25 %. Основная часть этих средств (72% общего объема доходов) - собственные доходы области, полученные за счет налоговых и неналоговых поступлений. Их сумма составила 59 млрд. рублей, что на 57% больше, чем в 2009 году (в сопоставимых условиях). За 7 месяцев 2011 года в консолидированный бюджет зачислено около 56,5 миллиардов рублей, что превышает аналогичный период 2010 года на 13 %. Улучшается финансовое состояние организаций, растет инвестиционная активность предприятий. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям в январе-сентябре 2011 года увеличился на 9,6 %. В 2012-2014 годах органы государственной власти Челябинской области сохраняют преемственность проводимой в последние годы бюджетной и налоговой политики. В области созданы все предпосылки для того, чтобы не только прочно закрепиться на новом этапе посткризисного развития, но и претендовать на лидирующие позиции в важнейших направлениях экономической и социальной сферы. С учетом положительных трендов развития экономики региона в Челябинской области определены следующие основные задачи: - проведение эффективной налоговой и долговой политики; - повышение эффективности бюджетных расходов; - расширение и совершенствование применения программно-целевого метода бюджетного планирования; - стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности; - формирование рациональной сети государственных учреждений; - дальнейшее развитие межбюджетных отношений как инструмента повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами. При этом руководством области поставлена главная цель - улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем и повышение качества государственных и муниципальных услуг. Основным приоритетом налоговой политики Челябинской области на трехлетний период является закрепление позитивных тенденций в сфере использования налогового потенциала области. В реализации соглашений, подписанных в трехстороннем соглашении, проявляется социальная ответственность бизнеса. В Челябинской области создается новый эффективный инструмент управления качеством бюджета области и развитием экономики региона в целом. Именно взаимовыгодное сотрудничество создает предпосылки успешного будущего и развития социальной сферы региона и бизнеса. В 2011 году продолжена законодательная работа по дальнейшему развитию инвестиционной активности в регионе. В целях стимулирования на территории области инвестиционной деятельности в 2011 году приняты законодательные акты, предусматривающие предоставление налоговых льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций. В полной мере воспользоваться данным видом государственной поддержки организации смогут с 2012 года, что в перспективе будет способствовать укреплению собственной доходной базы консолидированного бюджета области. Основными задачами налоговой политики Челябинской области являются: укрепление доходной базы бюджета за счет развития налогового потенциала области, оценка эффективности региональной налоговой системы (оптимизация налоговых ставок и оценка эффективности льгот), повышение эффективности управления государственной собственностью, содействие сокращению задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет области и повышению уровня их собираемости. Комплексное проведение разработанных мероприятий позволит в максимальной степени использовать имеющиеся резервы налогового потенциала региона. С целью повышения эффективности использования бюджетных средств планомерно и последовательно увеличивается доля программных расходов бюджета Челябинской области. В 2012 году запланирована реализация 35 областных целевых программ с объемом финансирования 8 млрд. 350,3 млн. рублей с приростом 15%. В рамках каждой отрасли реализуется комплекс ведомственных целевых программ. Губернатором области жестко и настойчиво проводится работа по планированию эффективного вложения бюджетных расходов, исходя из их приоритетности с точки зрения реализации важнейших социально-экономических задач, стоящих перед областью. Приоритетом планирования бюджетных расходов стало повышение уровня жизни граждан, безусловное выполнение социальных обязательств. Расходы по социально ориентированным отраслям составят в 2012 году 68% от общего объема расходов, в 2013, 2014 годах - 73%. Это образование, здравоохранение, социальная политика, спорт, культура. Финансирование по разделу «Социальная политика» предусмотрено в 2012 году в объеме 19 млрд. 872,6 млн. рублей. В 2011 году он составлял 18 млрд. рублей. Основной упор предусмотрен, прежде всего, на адресное решение проблем социально незащищенных слоев населения. Важнейшим направлением бюджетных расходов предусмотрено выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот, граждан, уволенных с военной службы и других категорий. На фоне экономического роста предусматривается увеличение уровня оплаты труда. По итогам девяти месяцев текущего года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляет более 19-ти тысяч рублей. С 1 июня текущего года на 6,5% проиндексированы фонды оплаты труда всех работников учреждений бюджетной сферы региона. С 1 сентября повышен на 30% фонд оплаты труда учителей общеобразовательных школ, педагогов детских садов, а с 1 ноября – работников сферы социального обслуживания населения Челябинской области. С 1 октября 2011 года повторно на 6,5% увеличен фонд оплаты труда всех работников бюджетной сферы, за исключением тех, по которым уже состоялось повышение с 1 сентября 2011 года. С 1 октября 2012 года предусмотрено повышение ещё на 6%. Предусмотрено продолжение модернизации здравоохранения, реформирования системы образования, развития спорта и культуры. Так, расходы на здравоохранение в 2012 году увеличатся по сравнению с 2011 годом на 3,4 млрд. рублей и составят 17 млрд. 641,6 млн. рублей. Бюджетная политика по всем направлениям подчинена задаче обеспечения доступности и качества предоставления государственных услуг. Одним из приоритетных направлений бюджетного инвестирования предусмотрено развитие сети дошкольных образовательных учреждений. Расходы бюджета на образование составят 17 млрд. 505,9 млн. рублей. В первую очередь рост расходов в 2012 году обусловлен: 1) увеличением заработной платы; 2) передачей учреждений среднего профессионального образования с федерального на областной уровень. Дополнительные финансовые ресурсы будут направлены на: 1. реализацию полномочий по оказанию медицинской помощи, передаваемых с 2012 года с местного на областной уровень; 2. обеспечение лекарствами региональных льготников, в том числе закупку инсулинов и препаратов для онкологических больных. В 2012 году вырастет финансирование спортивной отрасли и составит 1 млрд. 258.4 млн. рублей. Основными задачами регионального Правительства в области спорта предусмотрены развитие массового спорта и спорта высших достижений. Рост расходов обусловлен, в том числе проведением Чемпионатов Европы по дзюдо и водному поло, Чемпионата мира по футболу 2018 года. Расходы в сфере культуры запланированы в 2012 году в сумме 865,9 млн. рублей. В сфере туризма предусмотрены мероприятия по продвижению Челябинской области как региона, привлекательного для туризма на межрегиональном и международном уровнях. В области молодежной политики, в первую очередь, планируется поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов. Определен главный итог работы – благополучие людей: повышение заработной платы, обеспечение стабильности и правопорядка в обществе, качественная и доступная медицина, современное образование, хорошее жилье, транспорт и другие направления развития. В Бюджетном послании Президент России особо подчеркнул: «Меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов. Необходимо внедрение новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышение их доступности и качества». Из бюджетной политики Челябинской области видно, что усилия по совершенствованию социальной сферы не сводятся к механическому наращиванию расходов. Для решения этой задачи предусмотрены меры повышения темпов развития экономики области, усиления инвестиционной направленности работы, эффективной реализации прорывных проектов в сфере высоких технологий, промышленности, АПК. Одним из приоритетных направлений развития региональной экономики остается поддержка малого и среднего предпринимательства. По количеству малых предприятий на 100 тысяч жителей и их обороту Челябинская область наращивает результаты. Предусмотрено продолжение работы по предоставлению грантов начинающим предпринимателям, финансовой поддержке лизинговых программ, инновационных предприятий, муниципальных программ развития предпринимательства. Предусматривается продолжение работы по формированию и реализации региональной инвестиционной политики, направленной на создание комфортной среды для инвесторов. Особое внимание в бюджетной политике уделено реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств, трансферу технологий, развитию региональной инновационной инфраструктуры. Планируется сохранить стратегические направления государственной поддержки агропромышленного комплекса области. Это - поддержка животноводства, элитного семеноводства, малых форм хозяйствования, приобретения техники, финансирование мероприятий по социальному развитию села и поддержка кадрового потенциала АПК. Стратегическими направлениями бюджетного инвестирования предусмотрена реализация жилищной политики и создание современной дорожной сети региона. Предусмотрено продолжение формирования рынка доступного и качественного жилья. В рамках областной целевой программы повышения энергоэффективности экономики Челябинской области и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе на 2010 - 2020 годы на сегодняшний день приборами учёта коммунальных ресурсов оборудованы все областные бюджетные учреждения. Однако муниципальные бюджетные учреждения и особенно жилой фонд далеки от стопроцентного выполнения задачи. С учетом установленных региональным законом о дорожном фонде источников его формирования, объем расходов на дорожное хозяйство за счет собственных ресурсов области увеличен на 32% к первоначально планируемому уровню текущего года. В 2012 году он составит 9 млрд. 216,4 млн. рублей, в 2013 году – 10 млрд. 646,2 млн. рублей, в 2014 году – 11 млрд. 766,1 млн. рублей. Рост обусловлен прогнозируемым увеличением поступлений из тех источников, которые определены законом как источники формирования фонда. В проекте областного бюджета значительное внимание уделено межбюджетным отношениям. Этот инструмент повышения эффективности управления муниципальными финансами также должен работать в интересах людей. В результате перераспределения полномочий в местных бюджетах высвобождается определенная часть средств, которые могут быть направлены ими на первоочередные расходы муниципалитета . В ближайшие три года жилищно-коммунальный комплекс Челябинской области подвергнется масштабной модернизации в целях обеспечения полной прозрачности и законности в работе предприятий ЖКХ, защиты жителей области от действий недобросовестных коммерсантов, реконструкции объектов ЖКХ, внедрения новых энергосберегающих технологий. Муниципальные образования в 2012 году должны завершить разработку документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий. Для снижения затрат и себестоимости жилья предусмотрено наращивание инновационных и энергоэффективных технологий в жилищном строительстве, предусмотрено дальнейшее развитие проектов малоэтажной застройки, проектов комплексного освоения территорий. Челябинская область способна осуществлять проекты строительства лучшие в России. Для повышения эффективности деятельности органов власти продолжится процесс информатизации общества и внедрения электронного правительства, обеспечения технологической возможности предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, создания инфраструктуры, объединяющей государственные органы власти Челябинской области, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения в единую информационно-управленческую систему. Челябинская область доказала, что на Урале действительно можно решать продовольственную программу. Будет продолжена поддержка фермерских хозяйств, которые сегодня производят значительное количество картофеля, овощей, мясных и молочных продуктов. Продолжится создание рабочих мест, системы закупа продукции – важнейших условий повышения уровня жизни на селе. В Бюджетном послании Президента говорится: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социальных вопросов. Но для этого им необходима прочная финансовая основа». Учитывая данное Послание, с 1 января 2012 года вступают в силу изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации, касающиеся разграничения полномочий в сфере охраны здоровья, нам необходимо провести перераспределение источников доходов между региональными и местными бюджетами. Органы государственной власти Челябинской области для повышения качества бюджетного процесса и эффективности межбюджетных отношений предусматривают: - установление дополнительных отчислений от налога на доходы физических лиц на трехлетний период, что обеспечит стабильность данного доходного источника для местных бюджетов; - возможность распределения Правительством области субсидий из областного бюджета тем муниципалитетам, что реализуют в своих территориях и за счет своих ресурсов программы, аналогичные областным. Это будет мотивировать власти на местах к развитию налогооблагаемой базы: росту производства и занятости населения. Одним из новых механизмов развития социальной сферы является развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере. Это развитие частных детских садов, поддержка общественных организаций, адресно работающих с инвалидами, сиротами, одинокими людьми, ведущими проекты патриотической направленности. Бюджетом области планируется не только качественно улучшить жизнь пожилых людей, но и дать возможность ветеранам почувствовать свою востребованность обществом. Поддержка ветеранов в области становится приоритетной. Введены дополнительные единовременные выплаты для пенсионеров, приуроченные ко Дню пожилого человека, а для фронтовиков и тружеников тыла – и ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Сохраняется действующая приоритетная система мер социальной поддержки – поддержка материнства и детства, продолжится реализация комплексной программы «Дети Южного Урала», в рамках которой особое внимание уделяется поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сегодня демографическая ситуация в Челябинской области характеризуется ростом рождаемости, снижением показателя естественной убыли населения, увеличением продолжительности жизни. Приоритетами бюджетной политики в этом направлении на 2012-2014 годы являются: - повышение материально-технического уровня лечебно-профилактических учреждений области, усиление профилактической работы, развитие Центров здоровья; – внедрение электронной карты пациента, повсеместное и полное внедрение электронной записи на прием к врачу. Поставлена задача иметь электронную карту каждому жителю области. Предусмотрено дальнейшее развитие детской медицины. Каждый четвертый рубль будет направлен в детскую медицину. Предусмотрено в 2014 году завершение государственной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Челябинской области». В сфере модернизации образования предусмотрено внедрение инновационных образовательных программ, апробация новых образовательных технологий, поддержка талантливых детей, приведение системы профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Предусмотрено снижение доли неэффективных расходов в сфере общего образования, увеличение количества выпускников, устроившихся на работу по профилю своего образования. Ближайшие три года Челябинская область имеет возможности выйти на лидирующие позиции в инновационном и инвестиционном росте, развитии высокотехнологичных и наукоёмких производств, модернизации социальной сферы, значительно продвинуться в улучшении качества жизни людей. Проведение взвешенной бюджетной и налоговой политики позволит и в дальнейшем обеспечивать устойчивость развития бюджетной системы Челябинской области. А значит, создавать условия для дальнейшего динамичного развития региона. Нам всем надо более системно и дружно продолжить взаимодействие и работу на перспективу, на улучшение качества жизни. Общественная палата выражает признательность гражданам, принявшим участие в обсуждении проекта областного бюджета на 2012-2014 годы, за высказанную критику и предложения и выражает надежду, что «обратная связь» с населением через представителей общественных организаций, ставшая возможной благодаря обсуждению «Народного бюджета Челябинской области на 2012-2014 годы», позволит не только учесть замечания и пожелания южноуральцев в процессе формирования главного финансового документа области, но и выработать наиболее важные направления социальной и экономической политики. Учитывая поступившие предложения граждан и общественных организаций, Общественная палата Челябинской области рекомендует: 1. Принять рекомендации публичных слушаний по проекту закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Вынести представленный законопроект на сессию Законодательного Собрания для принятия в первом чтении и в дальнейшем трех чтениях. 2. Законодательному Собранию Челябинской области: 2.2. Продолжить совершенствование закона Челябинской области о транспортном налоге. Дополнить перечень льготных категорий многодетными семьями и семьями, воспитывающими усыновленных детей. Предусматривать поэтапное снижение ставок транспортного налога в течение трех лет для всех прочих категорий. 2.3. Принять областной закон «О гарантиях занятости инвалидов в Челябинской области». Граждане предлагают для организаций c численностью более 100 человек установить квоту для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников. 2.4. Для закрепления положительной динамики роста рождаемости граждане предлагают: - ввести региональный материнский капитал, установить единовременное пособие женщине, родившей одновременно двух и более детей, а также при рождении третьего и последующих детей; - предусмотреть в областном бюджете до 30 процентов ипотечного кредита для бюджетников, льготников, в том числе и многодетных семей. В 2012-2014 годах для приобретения жилья запланировать предоставить социальные выплаты молодым семьям. Необходимо сделать так, чтобы каждая молодая семья имела возможность строить жилье, не ожидая годами. 3. Правительству Челябинской области: 3.1. Продолжить работу по внедрению программно-целевого метода бюджетного планирования. 3.2. Продолжить при составлении проекта прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2013 - 2015 годы предусматривать меры по дальнейшему повышению заработной платы работников бюджетной сферы не ниже планируемого уровня инфляции. 3.3. Продолжить развитие стимулов к сохранению и увеличению налогового потенциала муниципальных районов и городских округов. 3.4. Продолжить системную методологическую помощь муниципальным образованиям по совершенствованию управления бюджетным процессом и расширению налоговой базы территорий. 3.5. Продолжить совершенствование практики предоставления налоговых льгот для вновь созданных производств, организаций, осуществляющих мероприятия по технической модернизации. 3.6. Поддержать инициативу общественных организаций, работающих по проблемам семьи и детства, доработать областную целевую программу «Детские сады – всем детям!» в части поддержки создания частных детских садов и привлечения дополнительных средств из внебюджетных источников в рамках государственно-частного партнерства. 3.7. Поддержать предложения молодежных организаций о необходимости доработки областной программы «Обеспечение жильём молодых семей в Челябинской области». 3.8. Продолжить развивать многообразие инструментов финансово-экономической политики области, способствующих ее долгосрочной сбалансированности, создание «подушки безопасности» для безусловного выполнения социальных обязательств в случае недостаточности доходов областного бюджета, которые зависят от мировой конъюнктуры. 3.9. Продолжить системно учитывать мнение жителей области при верстке программ и составлении областного бюджета. 4. Органам местного самоуправления Челябинской области: 4.1. Принять меры по обеспечению полной прозрачности и законности в работе предприятий ЖКХ, защиты жителей от действий недобросовестных коммерсантов, реконструкции объектов ЖКХ, внедрению новых энергосберегающих технологий. В рамках расходных полномочий органов местного самоуправления предусмотреть финансирование мероприятий по установке индивидуальных приборов учёта, в том числе путём заключения энергосервисных контрактов с ресурсоснабжающими организациями, позволяющими собственникам жилых помещений произвести оплату приборов учёта в течение нескольких лет за счёт экономии энергоресурсов. 4.2. Создать систему эффективного управления муниципальными финансами. 5. Общественной палате Челябинской области: 5.1. Продолжить работу над созданием проекта программы государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным Законом № 40 от 5 апреля 2010 года и Посланий Президента Российской Федерации в 2009-2011 годах по вопросам реализации благотворительных программ по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Продолжить создание системы взаимодействия объединений общественных организаций с профильными ведомствами Правительства, комитетами Законодательного Собрания Челябинской области и органами местного самоуправления. 5.2. Формировать своеобразный гражданский заказ, который люди дают власти – и законодательной, и исполнительной и самому гражданскому обществу. Системно ставить задачу всем гражданам - принимать активное участие в выполнении этих заказов. 5.3. Продолжить работу с активом гражданского общества по развитию народной инициативы, заинтересованности людей в позитивных переменах, взаимопонимании между обществом и властью. Председатель Общественной палаты Челябинской области  В.Н. Скворцов X Заключение принято Общественной палатой Челябинской области 15.11.2011 года, № 287-З -11