Южноуральцы имеют право на чистый воздух
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Южноуральцы имеют право на чистый воздух

25.01.2021

Что ждать от эксперимента по квотированию выбросов? Что на сегодняшний день препятствует выдаче комплексных экологических разрешений (КЭР) и какие сложности могут возникнуть при проведении эксперимента по квотированию выбросов? 22 января на эти и другие вопросы ответили участники круглого стола организованного Общественной палатой Челябинской области.

Модератором встречи выступил член Общественной палаты Челябинской области Евгений Савченко.

«Сегодня в рамках круглого стола я предлагаю обсудить вопросы, связанные с получением предприятиями комплексных экологических разрешений, а также вопросы становления  федеральной государственной информационной системы, которая будет отслеживать результаты эко-мониторинга», - отметил Евгений Савченко.

Так, заместитель начальника отдела разрешительной деятельности и администрирования платежей Уральского межрегионального управления Росприроднадзора по Челябинской области Алла Истомина рассказала о состоянии дел с получением КЭР промышленными предприятиями, эксплуатирующими объекты 1 категории, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и относятся к областям применения наилучших доступных технологий. В ходе встречи спикер поделилась промежуточными результатами по созданию и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха, оператором которой определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

«В настоящий момент в Росприродназор поступили заявки на получение комплексного экологического разрешения от четырех организаций и все они отклонены. Причин много, в том числе неполный комплект документов в соответствии с регламентом, несоответствие данных, которые указаны предприятиями при постановке объектов на учет. В данный момент все эти предприятия устраняют замечания, которые были направлены в их адрес. Хочу напомнить, что у предприятий еще есть время для подачи и утверждения заявки. В случае невыполнения обязательств, мы намерены использовать все  инструменты своих надзорных функций, вплоть до приостановки деятельности предприятия. Что касается информационной системы, то хочу отметить следующее, те подзаконные акты, которые регулируют вопросы создания эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга, находятся в процессе разработки», - пояснила Алла Истомина.

Евгений Савченко уточнил, что из шестнадцати предприятий, которые должны подать заявки до 1 января 2022 года, подали только четыре.

Начальник Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБОУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валерий Кочегоров рассказал участникам встречи о состоянии дел с аккредитацией при росгидрометеоцентре приборов, отражающих концентрацию веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и о мерах реагирования Центром в период неблагоприятных метеоусловиях (далее НМУ).

«Наш центр является оперативным подразделением, мы работаем круглосуточно, семь дней в неделю и всегда находимся в режиме повышенной готовности. В нашем штате создана группа по НМУ, которая работает даже в выходные дни. В дни НМУ специалисты нашего подразделения оперативно доносят информацию до предприятий и других ведомств по специально разработанной схеме взаимодействия. Если НМУ сохраняются более трех суток, то мы собираемся в региональном Министерстве экологии, где подробно докладываем о перспективах развития погоды», - пояснил Валерий Кочегоров.

Валерий Кочегоров уточнил, что недавно был зарегистрирован приказ №524 Министерства природных ресурсов и экологии «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

«Считаю выход приказа знаменательным событием, в данном документе собрана вся необходимая информация от метеорологии до загрязнения окружающей среды», - сказал спикер.

В рамках круглого стола участники подробно обсудили развертывание сети региональных постов (включая сигнальные) для мониторинга изменения качества атмосферного воздуха.

«В настоящее время мы находимся в стадии реализации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха. Система развивается и дооснащается  с позиции стационарных постов наблюдения, малогабаритных постов наблюдения, развивается программное обеспечение, которое интерпретирует данные с этих постов. Благодаря вышеописанным пунктам у нас должна быть система, которая предоставляет нам данные о загрязнении атмосферного воздуха или об его отсутствии», - объяснил руководитель ОГКУ «Центра экологического мониторинга Челябинской области» Владислав Коробкин.

На сегодняшний день в территориальной системе существует девять стационарных постов для мониторинга изменения качества атмосферного воздуха, пять малогабаритных постов и два передвижных, также в городе есть восемь дополнительных постов Челябинского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Помимо постов наблюдения, работают три передвижные лаборатории, которыми руководит Росприроднадзор и стационарный пост наблюдения Роспотребнадзора.

Представители ведомств отметили, что чем больше постов наблюдения, тем более качественные данные о состоянии атмосферного воздуха. Специалисты считают, что от длительности нахождения того или иного поста наблюдения на определенной точке напрямую зависит качество информации о состоянии воздуха.

Владислав Коробкин: «Чем дольше посты стоят на тех точках, на которых они находятся, чем дольше периоды наблюдения, тем качественнее интерпретация источников загрязнения именно в этой зоне».

Эко-активисты в свою очередь считают, что в Челябинске не достаточно приборов непрерывного контроля качества атмосферного воздуха. И в целях получения более подробной и объективной информации о негативном воздействии выбросов на загрязнение атмосферы, необходимо увеличить количество постов наблюдения.

Отметим, согласно нормативным документам в городах свыше 1 млн. жителей количество стационарных постов наблюдения должно быть от 10 до 20.

По итогам круглого стола общественники предложили разработать программу, которая бы стимулировала промышленные предприятия, как можно скорее получить комплексное экологическое разрешение.

«Ситуация с получением комплексных экологических разрешений находится в неудовлетворительном состоянии. Мне непонятно, почему предприятия не заинтересованы в получении КЭР. Необходимо организовать и провести дополнительную встречу совместно с промышленниками и понять их позицию в данном вопросе», - подводя итоги встречи, сказал Евгений Савченко.

Напомним, Челябинск вошел в перечень городов, участвующих в федеральном проекте «Чистый воздух», в рамках реализации национального проекта «Экология». Основная цель проекта - кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах.

Справочно:

КЭР – новый для российской промышленности и природоохранного законодательства документ, который содержит природоохранные требования и нормативы, установленные для контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты первой категории опасности. К ним отнесены крупнейшие нефте- и газодобывающие компании, включая переработку природного газа, производство нефтепродуктов, химических веществ и кокса, другие добывающие и перерабатывающие, а также электрогенерирующие и металлургические предприятия.