Южноуральские муниципалитеты все еще не сделали схемы размещения торговых точек понятными для бизнеса
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Южноуральские муниципалитеты все еще не сделали схемы размещения торговых точек понятными для бизнеса

30.08.2016

В Челябинске 24 августа состоялось заседание экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области, проходившее под председательством бизнес-омбудсмена Александра Гончарова.

В мероприятии приняли участие: председатель Контрольно-счетной палаты Челябинской области Сергей Комяков, начальник Главного контрольного управления Дмитрий Агеев, и.о. руководителя УФНС по Челябинской области Светлана Белихова, и.о. руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина, член Общественной палаты РФ и Союза промышленников и предпринимателей Валерий Шагиев, вице-президент ЮУТПП Анатолий Лубышев, руководитель регионального ЦОП «Бизнес против коррупции» Евгений Ковалев, представители органов местного самоуправления, общественные представители бизнес-омбудсмена. В рамках заседания рассматривался вопрос о нарушении органами местного самоуправления порядка размещения и эксплуатации временных нестационарных объектов, в том числе порядка включения в схемы объектов и указания их целевого назначения. С одноименным докладом выступила и.о. руководителя Челябинского УФАС Наталья Сапрыкина. По ее словам, что разработка и утверждение органами местного самоуправления Схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО), расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрена Законом о торговой деятельности и соответствует интересам бизнес-сообщества и органов власти. «Схема позволяет обозначить свободные места на территории муниципалитета, где предприниматель может открыть нестационарную торговую точку. Это способствует поддержке малого бизнеса, развивает конкуренцию с торговыми сетями и обеспечивает присутствие местных товаропроизводителей в розничной торговле. Между тем, часто со стороны муниципалитетов можно услышать, что для них нежелательно, чтобы торговые точки стояли в каждом переулке. Поэтому необходимо искать баланс интересов между властью и бизнесом, в том числе и с помощью Схемы размещения НТО», - рассказала Наталья Сапрыкина. В Челябинской области порядок разработки и утверждения указанной схемы регламентирован Постановлением Правительства Челябинской области от 25.01.2016 № 5-П «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». «Однако при формировании схемы, внесении в нее изменений, при рассмотрении соответствующих обращений предпринимателей о включении в нее новых НТО со стороны органов местного самоуправления наблюдается нарушение требований действующего законодательства, что приводит к установлению дополнительных административных барьеров. – отмечает и.о. руководителя Челябинского УФАС. – В схемах зачастую не включаются точные адресные ориентиры, позволяющие определить местоположение нестационарного объекта (указывается только улица без привязки к дому), нет графической части схемы в виде карты. Другими словами, предпринимателю невозможно понять, где он может поставить торговую точку. Открытости в этой сфере мы не наблюдаем. Более того, муниципалитеты даже без соответствующих предпринимательских обращений вносят изменения относительно специализации НТО, что может привести к нарушению их прав. Например, до августа в схеме могут значиться «цветы», а с ноября – «промышленные товары». И что делать владельцу точки в таких условиях? Менять бизнес?» На вопрос Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александра Гончарова к Наталье Сапрыкиной о том, где чаще всего встречаются такие нарушения, был получен ответ: «В Челябинске, Миассе, Аргаяшском районе и в Магнитогорске». Остается еще одна проблема, препятствующая развитию малого бизнеса. Речь идет об отказах предпринимателям во включении в схему их торговых точек «в связи с достижением минимально допустимого количества торговых объектов на территории муниципального образования». При этом данные отказы являются необоснованными, поскольку именно превышение установленных нижних порогов является одной из важнейших задач органов власти в сфере развития торговли. Члены экспертного совета попросили прокомментировать представителей муниципалитетов интенсивность и адекватность составления схемы размещения НТО. «Например, в Миассе всего 300 торговых точек. Неужели нельзя быстро сделать схему, выставить ее на сайт администрации, чтобы бизнес мог ясно понимать, где ему можно работать?» - задает вопрос заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин. «Над этим вопросом мы работаем», - дала пояснения заместитель главы Миасского городского округа по экономике и финансам Ирина Серко. – У нас тоже есть предложение: необходимо в схеме уровнять все виды бизнеса, а не только предусматривать размещение нестационарных торговых объектов, поскольку не понятно, как размещать, например, обувные мастерские или пункты приема химчистки». «Мы тоже будем дорабатывать схему, однако, что касается специализации нестационарных объектов, в частности, микрофинансовых организаций, позиция администрации Магнитогорска не изменилась. Мы против таких нестационарных точек, и не выходим за рамки закона. Но судебной практики пока не сформировалось», - сообщил заместитель начальника отдела координации малого предпринимательства и торговли администрации Магнитогорска Кирилл Хуртин. «Отношение муниципалитетов к формированию схемы размещения НТО, к ее доступности и открытости – это одна из причин невысокого места Челябинской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в регионах. Еще год назад мы (институт Уполномоченного, прокуратура области, УФАС и другие) разработали типовой порядок размещения НТО, которое, в ожидании изменений в федеральный закон «О торговле», могло бы стать руководством к действию по размещению ларьков и павильонов. Однако только 13 муниципалитетов из 43 воспользовалось данным порядком, остальные, вероятно, ждут, когда изменится федеральное законодательство. Я призываю органы местного самоуправления, давайте, посмотрим, как можно сделать эти схемы предельно ясными для бизнеса. Не надо забывать, что от нашего отношения к самому мелкому бизнесу зависит репутация всего региона в плане инвестиционной привлекательности», - подвел итог под обсуждениями бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. В резолюциях заседания совета органам местного самоуправления указано на необходимость приведения схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями законодательства Челябинской области. По материалам пресс-службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области