«В России будет создан монстр»: челябинский рекламный бизнес просит защиты у Текслера
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

«В России будет создан монстр»: челябинский рекламный бизнес просит защиты у Текслера

05.08.2022

Рассмотренный Госдумой в середине июля законопроект о едином операторе цифровых рекламных конструкций взбудоражил всю рекламную отрасль. Перед угрозой создания монополиста, который, фактически, погубит частную рекламу, российская Ассоциация рекламных компаний и агентств подготовила свои концепции поправок в документ. Рекламщики призывают исключить всякие упоминания о «едином операторе» и ограничить в правах компании с иностранным участием в российском рекламном бизнесе.

Обсуждение думской инициативы прошло на круглом столе в областном Заксобрании с участием представителей рекламного бизнеса Челябинской области, администрации Челябинска, депутатов, Общественной палаты региона. Председатель Ассоциации РКА в Челябинской области Андрей Лубягин, открывая дискуссию, пояснил, чем опасно создание монополии в рекламной отрасли.

— Если этот законопроект будет принят, в России будет создан монстр-монополист, который будет по всей стране, в любом городе контролировать наружную рекламу и размещать любые конструкции там, где ему заблагорассудится. Никто, ни в одном муниципалитете не сможет на это повлиять — вся работа будет отдана на откуп некой федеральной структуре, никакого отношения к местным властям не имеющей. Этот оператор заберет не только саму работу по рекламе, но и контроль над ней: а это и безопасность дорожного движения, и размещение на памятниках архитектуры, дизайн-код и все остальное. Не говоря уже о том, что все это будет проходить безо всяких торгов. Это право будет предоставлено единому оператору на 30 лет.

Последствия этого законопроекта нам, как отрасли, очевидны — мы не сможем с таким монстром конкурировать в условиях тех преференций, которые будут предоставлены единому оператору. Нам возражают — речь ведь идет лишь о цифровых рекламных конструкциях! Да это так.

Но цифровые носители — это локомотив наружной рекламы, то, что сейчас лучше всего работает. И нет никаких сомнений, что этот монстр будет постепенно захватывать все остальное. Два года Челябинск освобождался от наружной рекламы. Неужели город был зачищен для того, чтобы пришел единый оператор и вернул рекламные конструкции на те места, где они стояли раньше, пустив насмарку весь огромный труд? 

Наша задача — не дать принять этот законопроект. Либо изменить его так, чтобы понятие монопольного единого оператора оттуда исчезло. Насколько нам известно, во всех субъектах РФ сейчас проходит обсуждение этого законопроекта, создан специальный координационный центр. И Татарстан, Свердловская и Московская область уже дали по нему отрицательное заключение. Если так сделают хотя бы треть регионов — в Госдуме должны будут рассмотреть вопрос об отзыве законопроекта. Законодательное собрание Челябинской области тоже может задать свои вопросы господину Володину — почему регион никак не упомянут в этом законопроекте? Почему у региона отбирают доходы и полномочия в прибыльной сфере? — задал вопрос Андрей Лубягин.

Директор рекламного агентства «Элефант» Михаил Смирнов, который ранее уже высказывался о вреде законопроекта, подчеркнул, что монополия в рекламе несет угрозу не просто самому бизнесу, но и благополучию тех, кто в нем занят — а это тысячи людей на Южном Урале.

- На сегодняшний день в рекламной отрасли в Челябинской области занято порядка 4 тыс. человек. Еще примерно втрое больше людей имеют регулярный дополнительный доход, занимаясь рекламой. Мы, собственники бизнеса, люди деловые — мы найдем, чем заняться. Но у нас есть наемные сотрудники, некоторые отдали практически всю жизнь этой работе, и им новую сферу деятельности будет значительно сложнее искать. Хотелось бы также отметить, что в Госдуме четыре из пяти партий четко дали понять — они выступают резко против этого законопроекта. А партия ЛДПР заявила, что ни рубля не даст компании, под которую принимается этот закон, — добавил Михаил Смирнов.

Потери понесут не только люди, но и бюджеты, которые недополучат миллионы после того, как оператор-монополист развернет свою деятельность:

Сейчас каждый муниципалитет сам устанавливает плату за размещение наружной рекламы, а в законопроекте появляется некий «средневзвешенный размер» — кто его будет устанавливать, непонятно. Наружная реклама — одна из статей доходов городского бюджета, в прошлом году Челябинск получил 91 млн руб., доход с проведенных торгов составил порядка 10 млн и еще 1,9 млн — госпошлина. Если начнет работу единый оператор, два последних пункта можно вычеркивать: город этих денег не получит. Не говоря о том, что мы полностью теряем контроль над конкуренцией в сфере наружной рекламы.

Председатель АРКА Андрей Лубягин добавил, что практика создания подобных монополистов очень опасна: начавшись с рекламы, она может перейти на общественный транспорт, торговлю и все остальные сферы экономики. То, что монополизация той или иной сферы совершенно не означает каких-либо улучшений, а чаще всего ведет к обратному результату, говорят уже имеющиеся примеры создания таких структур. Депутат челябинской гордумы Кирилл Ветхов напомнил, что с 2014 года в Челябинске работает регоператор капремонта жилого фонда, а с 2017-го — регоператор по вывозу коммунальных отходов. При этом позитивного эффекта от деятельности этих организаций-монополистов не замечают ни жители, которые постоянно, наоборот, постоянно жалуются на те или иные проблемы, ни бизнес-сообщество, отметил депутат.

Создание единого оператора, который будет заниматься рекламой, угрожает и той кропотливой работе по наведению визуального порядка, которая уже проделана в Челябинске и продолжается в городах области.

- Новый законопроект, фактически, отменяет все утвержденные в регионах дизайн-коды по рекламе — единый оператор будет руководствоваться собственными соображениями, что и как должно выглядеть. А поскольку этот оператор — коммерческая организация, то и исходить они будут исключительно из собственной выгоды: ставить конструкции там, где захотят, размещать рекламу на транспорте. Никакие ГОСТы и требования оператор соблюдать не будет. Это именно тот фактор, который грозит снова уничтожить облик наших городов и угрожает безопасности дорожного движения. В экономическом смысле монополия приведет к тому, что местный малый бизнес в этой сфере тоже будет уничтожен — мелкие компании не смогут конкурировать с единым оператором, — сказал директор рекламного агентства «NEO-Миасс» и депутат Миасского горсобрания Павел Логинов.

Помимо непосредственного вреда для визуального облика городов, который наступит «здесь и сейчас», встает вопрос и о стратегическом планировании в этом направлении.

- В той ситуации, когда мы говорим об облике города, выстраиваем какую-то градостроительную политику в этой отрасли, единый оператор спутает нам все планы. Мы не будем понимать, что нам скажут куда повесить, как согласовывать объекты. Нужно предусмотреть возможность контроля со стороны местной власти, чтобы было понимание развития облика города на будущее. И срок 30 лет, отведенный деятельности этого единого оператора, огромен. Особенно, если посмотреть, как визуально поменялся Челябинск хотя бы за последние пару лет, — добавил главный художник Челябинска Павел Писклаков.

Еще один повод отдать цифровую рекламу в монополию — безопасность: инициаторы законопроекта считают, что таким образом получится пресечь распространение недостоверной информации, которая может нанести вред обществу и государству. Челябинские рекламщики напомнили — ни одного подобного случая ни на одном экране в России за последние годы не было. Напротив, единая монопольная структура гораздо больше будет подвержена киберугрозам и риску провокаций одновременно на всех рекламных экранах в стране.

Против законопроекта уже высказались и бизнес-сообщества. Зампредседателя челябинской «Опоры России», председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по экономике, предпринимательству и вопросам нормативно-правового регулирования Алексей Ларин отметил, что реклама решает очень серьезные задачи: обеспечивает доступность для населения товаров и услуг, их конкуренцию и ценообразование. А данный законопроект, по его мнению, все это никак не улучшает. Алексей Ларин предложил вынести документ на дополнительное обсуждение общественного совета по экономике при Заксобрании. Председатель комитета ЗСО по экономике и предпринимательству Евгений Илле эту инициативу поддержал.

На 10 августа намечен всероссийский съезд операторов наружной рекламы, на котором будут утверждены предлагаемые бизнесом поправки в законопроект. На уровне области рекламный бизнес уже направил письмо губернатору Алексею Текслеру с просьбой поспособствовать снятию документа с рассмотрения — под ним подписались более 1,3 тыс. человек. Также подготовлено письмо в Законодательное собрание области, чтобы противодействовать принятию документа через парламентские инструменты.