«В обществе необходимо сформировать уважительное и доверительное отношение к органам внутренних дел»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

«В обществе необходимо сформировать уважительное и доверительное отношение к органам внутренних дел»

19.10.2021

15 октября на площадке Общественной палаты Челябинской области прошло обсуждение эффективности 10-летней правоприменительной практики реализации Федерального закона «О полиции».

В ходе заседания участники уделили внимание вопросам социальной потребности в Законе и практике его исполнения для возможного в последующем принятия мер по актуализации норм права, устранению изъянов и корректировке организационно-правовых форм и подходов к осуществлению оперативно-служебной деятельности органов полиции.

Участие в мероприятии приняли представители юридического научного сообщества Института права Челябинского государственного университета и Юридического института Южно-Уральского государственного университета, уполномоченного по правам человека в Челябинской области, Адвокатской палаты Челябинской области, Общественной палаты региона, Общественного совета при ГУ МВД РФ по Челябинской области, а также общественных объединений и организаций Южного Урала.

В рамках заседания спикеры отметили, что обсуждаемый Закон и Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» состоялся как системный законодательный акт, который способствует росту эффективности по ряду направлений служебной деятельности органов полиции.

В начале своего выступления член Общественной палаты Челябинской области, член экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности Евгений Савченко привел статистический данные: «Раскрываемость убийств в 2020 году, по данным официальной статистики, составила 95,6%. В части умышленного причинения тяжкого вреда здоровью — 96,4%. Аналогичные показатели в 2010 году составляли 86,5% и 83,9% соответственно. Раскрываемость разбоев в 2020 году зафиксирована на отметке 89,9% по сравнению с 66,2% в 2010 году, грабежей — 76,9% по сравнению с 43,3%».

По его словам, одним из главных показателей эффективности применения норм Закона является фиксируемая динамика снижения смертности граждан от преступных действий.

Так, за 10 лет количество погибших от преступных посягательств сократилось почти в два раза (в 2010 году погибло около 42 тыс. человек, а в 2020 году - 22,7 тыс. человек). Схожая статистика имеется по гражданам, которым в результате противоправных деяний причинен тяжкий вред здоровью. В 2010 году этот показатель составлял свыше 50 тыс. человек, в 2020 году - 35,6 тыс. человек. В 2020 году число упоминаний о пытках в полиции резко сократилось, с 2200 до 1280.

Согласно исследованиям ВЦИОМ сотрудникам полиции своего региона доверяют 58% респондентов. В рейтинге открытости федеральных министерств МВД России занимает третье место из 21 возможных.

И все же, по информации ВЦИОМа, доверие к полиции в России по сравнению с западноевропейскими и североамериканскими странами остается более низким. По мнению спикеров, этот разрыв требует устранения. 

Заместитель руководителя Аппарата уполномоченного по правам человека в Челябинской области Елена Бабич: «В настоящее время мы видим, что деятельность сотрудников полиции в первую очередь направлена на предупреждение преступности, а в соответствии с законом главная задача — защита прав и свобод граждан. К сожалению, когда нет прямой угрозы жизни и здоровью граждан либо их имуществу, обращения в полицию не приводят к желаемому результату. Если мы обратимся к европейскому кодексу полицейской этики, то увидим, что основными целями полиции в демократическом обществе являются - обеспечение общественного спокойствия, соблюдение правил порядка в обществе, защита и соблюдение основных прав и свобод человека и лишь потом предупреждение преступности и борьба с ней».

Елена Бабич, сообщила, что ГУ МВД РФ по Челябинской области был приостановлен очный прием граждан еще в 2020 году, связано это было с риском распространения новой коронавирусной инфекции. На сегодняшний день очные приемы не возобновлены. Тем не менее, другие федеральные органы исполнительной власти проводили приемы граждан в онлайн формате, а сейчас многие вновь вернулись к очным формам общения.

«Отсутствие приема граждан способствует недовольству среди граждан. Потерпевшие не могут получить информацию по расследованию дел даже по телефону. Дозвониться очень сложно. В итоге все вышесказанное приводит к искаженному восприятию сотрудников полиции», - пояснила спикер.

В Аппарате уполномоченного по правам человека в Челябинской области уверены, что для решения сложившейся ситуации сотрудникам полиции необходимо проходить подготовку, в том числе получать соответствующий инструктаж по социальным проблемам и демократическим свободам и правам человека. В обществе необходимо сформировать уважительное и доверительное отношение к органам внутренних дел, никак к карательному органу, а как органу, к которому любой гражданин может обратиться за помощью и получить ее незамедлительно.

Полковник внутренней службы ГУ МВД России по Челябинской области Александр Чепурной: «Наша работа связанна с обществом, но существует проблема формирования общественного доверия к полиции. Сегодня мы наблюдаем некое отрицание власти. Надо работать в части формировании положительного, объективного отношения граждан к полиции. В этом вопросе важно и необходимо взаимодействие полиции с общественными организациями и общественными советами, также весьма актуальна помощь народно добровольных дружин».

Еще одна проблема доверия населения к работе полиции — фальсификация уголовных дел. Две трети опрошенных специалистами ВЦИОМ россиян считают, что такие случаи продолжаются.

К тому же данные по количеству должностных преступлений и укрытию преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, все еще вызывают тревогу.  Как следует из доклада генпрокурора РФ Игоря Краснова для Совета Федерации, в 2020 году из 10879 должностных лиц, уличенных в коррупции, 17,4% составили сотрудники правоохранительных органов. При этом, по итогам 2020 года, в целом по стране контрольно-надзорные органы выявили 191559 фактов об укрытии субъектами регистрации преступлений различной степени тяжести. Это 9.37% от общего количества зарегистрированных по стране преступлений в 2020 году. Значительная часть таких противоправных деяний совершена должностными лицами органов внутренних дел.

Мотивами совершения должностных нарушений является желание улучшить показатели работы, увеличить процент раскрываемости преступлений. К сожалению, фиксируются факты, когда укрытие преступлений мотивируется прямым или завуалированным указанием руководства, которое стремится не допустить роста статистических показателей преступлений на обслуживаемой территории или по своей линии работы.

«В настоящее время ведомственные критерии эффективности оперативно-служебной деятельности структурных подразделений МВД в большей степени ориентированы на показатели, отражающие динамику выявления и раскрытия преступлений по территориальным и линейно-объектовым направлениям оперативно-служебной деятельности подразделений полиции и в меньшей степени на общественное мнение. Это связано не столько с изъянами принятых в МВД правовых актов, определяющих критерии эффективности структурных подразделений, сколько с излишним возложением руководством страны ответственности на органы полиции по снижению преступности в целом. Такое требование не обеспечено объективными условиями и возможностями правоохранительных органов и не является действенным стимулом для выявления и пресечения латентных преступлений. К примеру, к числу латентных относится большая часть коррупционных преступлений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков», - говорит Евгений Савченко.

Возлагая на МВД ответственность за рост преступлений, выявление и пресечение которых входит в полномочия органов внутренних дел, власти не учитывают тот факт, что условия, провоцирующие противоправные деяния, тесно связаны с качеством жизни населения; уровнем духовно-нравственных качеств человека; психическим здоровьем людей и, в целом, - с комплексом социальных явлений, совокупное действие которых выступает возбудителем противоправного поведения.

По мнению участников заседания, надо учитывать, что в любом, даже в самом благополучном обществе, есть индивиды, ориентированные: на негативное отношение к нормам и ценностям существующей системы; стойкое их непринятие и осознанное демонстративное нарушение. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества при нарастании депрессивных и протестных настроений. 

Потому справедливее ставить перед органами правопорядка задачи по выявлению и пресечению всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами противоправных деяний, стремясь удержать преступность на социально терпимом уровне и минимизировать масштабы от ее ущерба. Также справедливо, наряду с выявлением и пресечением противоправных деяний, требовать от полиции установления причин совершения преступлений и административных правонарушений, а также условий, способствующих их совершению, с оперативным принятием мер реагирования по их устранению.

И наоборот, видится целесообразным исключить ответственность правоохранительных органов за существенное повышение уровня преступности из-за усиления социально-экономических противоречий в обществе.

«Считаю, что необходима воля руководства страны, позволяющая коренным образом менять подход к оценке значимости уголовной статистики. Важно, чтобы правоохранительные органы были заинтересованы в регистрации каждого сообщения о правонарушении и преступлении», - подчеркнул в своем выступлении Евгений Савченко.

Член Общественной палаты региона уверен, что в целях наиболее полного, объективного и актуализированного представления о степени криминального поражения общества, численности жертв преступлений, помня о латентной преступности, важно организовать регулярное проведение в масштабах страны комплексного мониторинга, сочетающего свод и анализ  выверенного перечня расчетных (накопительных) межведомственных статистических показателей в совокупности с результатами квалифицированно выполненных и научно обоснованных  социологических исследований.

Результат такого комплексного исследования явился бы диагностической картой, позволяющей руководству страны:

- установить масштаб криминального поражения общества и количество жертв, в разрезе кодифицированных уголовным законом объектов преступлений;

- корректно описать факторы (в целом и в разрезе территорий страны) способствующие формированию противоправного поведения в обществе, степень их влияния на объекты национальной безопасности (личность, общество, государство);

- обоснованно спрогнозировать скорость наступления негативных последствий;

- оценить эффективность работы органов правопорядка за отчетный и текущий период, на основе установленного в рамках мониторинга уровня доверия населения к органам правопорядка, количества жертв криминального поведения, анализа статистических полей ведомственных результатов, их соответствия компетенции и нормативно-ресурсным возможностям органов правопорядка;

- поручить уполномоченному компетентному органу: выработать скоординированные и синхронизированные внутри межведомственные мероприятия (план-график, дорожную карту, проект, программу) противодействия преступности; определить соразмерные и адекватные силы и средства, исполнителей и ответственных лиц; установить сроки проведения и организовать исполнение; организовать внутренний и межведомственный контроль.

- в рамках бюджетного планирования предусмотреть целевые ресурсы для эффективного обеспечения сферы комплексной безопасности;

- организовать силами прокуратуры действенные меры надзорного реагирования.

Тем самым власти страны обоснованно и целенаправленно имели бы возможность определять социальный заказ на борьбу с преступностью, нагрузку правоохранительных органов, объем финансирования соразмерно криминальной активности для обеспечения условий защищенности общества от преступности.

В текущих условиях, согласно опросам ВЦИОМ, граждане России ждут большей эффективности от правоохранительных органов. Особенно в условиях роста преступлений в сфере информационных технологий и Интернета, которые были выделены в отдельную категорию в 2017 году. На данный момент такие инциденты составляют четверть всех зарегистрированных преступлений. Резкий рост числа преступлений в сфере компьютерных технологий негативно повлиял на общий показатель раскрываемости.

О тревожном уровне криминального поражения российского общества свидетельствуют и данные регистрации обращений и сообщений граждан в правоохранительные органы. В России в 2020 году в органы полиции поступило более 33 млн заявлений о преступлениях и административных правонарушениях. Об этом 18 марта 2021 года сообщил журналистам председатель Общественного совета МВД РФ Анатолий Кучерена. Это более чем на 30% превышает аналогичные показатели 2010 года.

В завершении мероприятия участники отметили, что принятие Федерального закона от 07.02.2011 N3-ФЗ (в действующей редакции) «О полиции» способствовало повышению результативности по ряду актуальных направлений борьбы с преступностью и снижению количества жертв криминальных посягательств.  Тем не менее, снижение преступности в целом не обеспечено в полной мере объективными условиями и возможностями органов внутренних дел.

«Более оправданно и справедливо ставить перед органами правопорядка задачи по выявлению и пресечению всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами противоправных деяний, стремясь удержать преступность на социально терпимом уровне и минимизировать масштабы от ее ущерба. Целесообразно на законодательном уровне исключить ответственность правоохранительных органов за существенное повышение уровня преступности из-за усиления социально-экономических противоречий в обществе», - подводя итоги заседания, сказал Евгений Савченко.

Отметим, в рамках обсуждения промежуточных (десятилетних) результатов правоприменительной практики действия Закона «О полиции» участниками дискуссии внесены рекомендации и предложения, направленные на совершенствование обсуждаемых норм права.