В Челябинске обсудили политическую конкурентность и ожидаемую явку избирателей на предстоящих выборах
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

В Челябинске обсудили политическую конкурентность и ожидаемую явку избирателей на предстоящих выборах

13.08.2021

13 августа члены Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области провели очередное заседание, где обсудили доклад Максима Григорьева, председателя Координационного совета Общественной палаты РФ по общественному контролю за голосованием, о политической конкуренции между партиями на выборах разного уровня.

5 августа в Москве состоялся круглый стол, в рамках которого федеральные эксперты говорили об увеличении роста политической конкуренции на выборах разного уровня, включая выборы в Государственную Думу РФ, региональные законодательные органы власти и высших должностных лиц региона. Также спикеры обсудили уровень роста подготовленности партий к выборам.

Федеральные эксперты заявили, что борьба политических программ и брендов на избирательных участках вновь стала востребованной частью жизни нашей страны, а политологи связывают такую тенденцию с запросом на эволюционное обновление политической системы.

В нашей статье мы расскажем о том, что думают региональные эксперты о конкурентности между партиями на предстоящих выборах, а также о результатах социологического исследования электоральной активности избирателей.

Так, своим мнением поделился член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области, кандидат исторических наук, доцент кафедры политических наук и международных отношений ЧелГУ Александр Федотов: «Конкурентность выборов в Госдуму 2021 года следует рассматривать как многомерное явление. С точки зрения диапазона идеологических платформ, предлагаемых партиями избирателю, конкурентность настоящей избирательной кампании находится на высоком уровне. Если использовать в качестве критерия количество зарегистрированных участников выборного процесса, то здесь мы так же можем говорить о возросшей конкурентности. Конечно, не все партии и кандидаты готовы бороться за победу. К тому же федеральная избирательная кампания может оказаться не по силам многим из участников с точки зрения организации и ресурсного обеспечения. Поэтому нельзя рассчитывать на попадание в Госдуму представителей всех 26 партий. Наконец, если рассматривать конкурентность как возможность борьбы различных политических сил за власть, то результаты опросов общественного мнения свидетельствуют об утрате доминирующего положения правящей партии, что предоставляет оппозиционным силам нарастить свое представительство по итогам выборов. Хотя ожидать радикального переформатирования политического ландшафта после 19 сентября, наверное, не стоит».

Член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области, доктор политических наук, профессор, директор института экономики и управления ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. О. Носова» Наталья Балынская считает, что на федеральном уровне политическая гонка конкурентнее, чем на региональном: «Что касается конкуренции среди политических акторов, то обо всем говорят цифры. То, что самих партий стало больше, – естественный процесс. Но вот как представители этих партий проходят регистрационный «фильтр»? Общефедеральная статистика говорит о том, что на такой же момент в 2016 году из кандидатов, представленных 20 партиями, было зарегистрировано 70% кандидатов, а самих партий осталось 14 (что составляет 70% от изначального списка). На сегодняшний день зарегистрированы 78% кандидатов от выдвинувшихся, а процент представленных партий – 84%. Так что, да: на федеральном уроне политическая гонка более конкурентная. Если перейти к Челябинской области, на сегодняшний день из всех выдвинувшихся кандидатов процент зарегистрировавшихся составляет 79%. Это приближается к общефедеральной статистике. Но вот качество этой конкуренции стоит обсудить: судя по результатам социологических опросов, речь будет идти о распределении 2,3,4 мест по итогам голосования. И при этом это партии, уже представленные в Парламенте. Что касается новых партий, участвующих в предвыборной гонке, то их процент – в пределах социологической погрешности. Но есть вероятность того, что по Челябинской области партия «Новые люди» и «Партия пенсионеров» смогут преодолеть 5% барьер. И не могу не коснуться гендерного аспекта политики. По всем 5 округам, представленным в Челябинской области, количество выдвинувшихся женщин-кандидатов, составляло 12,9%. На сегодняшний день, даже с учетом тех, кому отказано в регистрации, процент держится в районе 12,2%. Как показывают данные, запрос на женскую составляющую в политике, укладывающийся в так называемый «запрос на новую искренность», - это определенный тренд, который пока проявляется достаточно явно и на региональном уровне».

По словам члена Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области, регионального координатора Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» Григория Ваулина эксперты наблюдают повышение конкурентности выборов несколько последних лет.

«Трёхдневное голосование, возможность голосования по месту нахождения и широкий спектр политических сил, представленных кандидатами и партиями, положительно скажутся на явке избирателей», - уверен Григорий Ваулин.

Кроме того, в рамках заседания участниками был заслушан доклад члена Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области, доктора политических наук, профессора, главного редактора журнала «Социум и власть» Сергея Зырянова. В своём выступлении эксперт сообщил об ожидаемой явке избирателей на выборы в Государственную Думу РФ.

«Напомню, что явка в Российской Федерации на выборах в 2016 году составляла 47,9%, в Челябинской области чуть ниже – 44,37%. Согласно данным социологического опроса, которой проводился в стране в начале июля в 2016 и 2021 годах хорошо видно, что настроение избирателей на момент опроса не изменилось. В 2016 году 50% высказывались, что собираются идти голосовать, в этом году принять участие в голосовании планирует 51 % опрашиваемых граждан. 29% граждан в 2016 году говорили, что скорее всего не примут участие в голосовании, сейчас об этом заявляют 30% граждан. В 2016 году процент неопределившихся граждан составлял 18%, а в этом году 17%. Исходя из цифр можно заметить практически зеркальное совпадение по 2016 и 2021 годам. Это говорит о том, что можно ожидать достаточно высокую вероятность явки избирателей на предстоящих выборах. Считаю, трёхдневное голосование также будет способствовать увеличению явки. У людей появится больше временных возможностей проголосовать. Также на явку может повлиять множество факторов не политического и не экономического характера », - пояснил Сергей Зырянов.

В заседании Штаба приняла участие Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Юлия Сударенко. В своём выступлении она рассказала о том, как будет выстроена работа Аппарата Уполномоченного по правам человека в дни голосования: «Все мы понимаем, что уровень доверия ко всем институтам государственности зависит от того как проводятся выборы в нашей стране, потому что избирательное право, как активное так и пассивное - это взятие на себя каждым человеком определенной ответственности за то, что будет в ближайшее время происходить в нашей стране, по какому вектору она будет двигаться и развиваться. Я призвала бы всех граждан, жителей Челябинской области принять самое активное участие в выборах депутатов Государственной Думы. Ну а наша с Вами задача, в первую очередь, оперативно и объективно реагировать на каждый сигнал. Роль Уполномоченного - традиционна. Мы будем рассматривать все поступающие обращения, при этом принято решение, что все обращения, в том числе личные обращения, будем принимать вне зависимости от графика приема, в любое время, в любой день. Ближе к выборам мы организуем горячую телефонную линию, все три дня голосования мы будем работать, будем ездить по области, будем вместе с Общественной наблюдательной комиссией посещать следственные изоляторы с тем, чтобы проверить, как организовано голосование в этих местах принудительного содержания. Но и будем признательны Общественному штабу, если сотрудниками Аппарата Уполномоченного по правам человека также будет предоставлена возможность работать в Центре общественного наблюдения, чтобы быстро вместе с вами отрабатывать поступающие сигналы».

Отметим, в Единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Челябинской области будет проведено 93 избирательные кампании, включая выборы глав 9 сельских поселений, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в 3 сельских поселениях, дополнительные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в 9 муниципальных районах, в 6 городских округах, в 8 городских поселениях, в 52 сельских поселений, в 6 внутригородских районах г. Челябинска.

Всего на выборах в органы местного самоуправления замещается 148 мандатов. Выдвинуто 648 кандидатов (по сост. на 28.07.2021г.).

По данным избирательной комиссии Челябинской области на момент окончания стадии выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, всего документы подали: 62 кандидата (из них 2 кандидата подали заявления на отказ от дальнейшего участия в выборах). 60 кандидатов продолжают участие в выборной кампании (9 - самовыдвижение, 51 от политических партий). ОИК №189 – 12/10, ОИК №190-12/9, ОИК №191-13/11, ОИК №192-14/10, ОИК № 193-11/9.