Цифровая трансформация образования: мифы и реальность
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Цифровая трансформация образования: мифы и реальность

25.03.2021

Цифровая образовательная среда и дистанционное образование — одно и то же? Снижает ли цифровизация уровень знаний детей? Зачем нужна ЦОС, если раньше дети вполне успешно росли и учились по обычным учебникам, без компьютеров? Насколько безопасны цифровые технологии для психологического здоровья ребенка? 24 марта на эти и другие актуальные вопросы родителей ответили эксперты в рамках вебинара, организованного Общественной палатой Челябинской области.

Спикерами выступили: первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Елена Коузова, председатель Челябинского отделения Российского движения школьников Светлана Буравова, HR-специалист IT-дирекции компании «Интерсвязь» Ксения Айхель, семейный психолог, педагог-психолог, автор онлайн курса для родителей «В гостях у бизнеса – сказки» (по финансовой грамотности детей), руководитель научно-исследовательских проектов детей Яна Тузова.

Модерировала онлайн-встречу член Общественной палаты Челябинской области Елена Сыркина.

Она напомнила, что 1 сентября 2020 года в 14 регионах РФ началось проведение эксперимента, состоящего во внедрении федерального проекта «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. Челябинская область – один из регионов, вошедших в пилотный проект.

«Распространение цифровых технологий ведет к качественным изменениям не только в сфере производства, но и затрагивает сферу образования. Сейчас мы можем наблюдать, как меняются цифровые технологии, а мы пытаемся подстроиться под происходящие изменения. С одной стороны технологии открывают неограниченные возможности для доступа к различным инструментам, материалам, сервисам, а с другой стороны часть родительского сообщества подозрительно и иногда негативно относится к нововведениям в сфере цифрового образования. Сегодня, в рамках вебинара наша задача - понять, что такое цифровая трансформация образования», - пояснила член региональной Общественной палаты.

Начав дискуссию, эксперты поспешили успокоить родителей, развеяв миф о переводе обучения из школы в онлайн. По словам Елены Коузовой эта информация недостоверна и не имеет под собой никаких оснований. Проект «Цифровая образовательная среда», позволяет существенно расширить доступ учащихся к качественным программам обучения, при этом данные решения не подразумевают ухода от традиционных занятий в школах.

«Ряд регионов нашей страны в опережающем режиме формирует цифровую образовательную среду, тем самым, реализуя полноценное право обучающихся на получение доступного и качественного образования.  Те 14 регионов, которые вошли в пилотный проект, будут в более быстром темпе, а именно до 2022 года подключать все образовательные организации к интернету с определенной скоростью и приобретать необходимое информационно - телекоммуникационное оборудование. Отмечу, что эти изменения касаются только школьной среды. В 2023 и 2024 годах мы планируем уже в полной мере использовать федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды», - сообщила Елена Коузова.

По словам первого замминистра, регионам, вошедшим в пилотный проект по внедрению ЦОС, дано опережающее право сформировать цифровую образовательную среду при поддержке федерального бюджета. Все остальные субъекты РФ также будут внедрять ЦОС, но в более медленном темпе.

И так, что получат школы, учащиеся и педагоги благодаря цифровой образовательной среде:

- доступ к высокоскоростному интернету для занятий в школе;

- доступ к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, способствующих расширению и углублению предметных знаний;

- цифровые решения, позволяющие ребенку по каким-либо длительным причинам не имеющему возможности посещать школу (болезнь или иное), быть на связи с классом и учителем во время урока;

- интеграцию государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС;

- возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий;

- автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки педагогов от излишней бумажной работы с отчетами.

Отметим, цифровая трансформация определена в качестве одной из национальных целей развития России до 2030 года и направлена не только на сферу образования.

Елена Коузова объяснила, почему сфера образования проходит цифровую трансформацию одной из первых: «Мы готовим кадры и потенциал абсолютно для всех отраслей экономики, мы должны вырастить современных пользователей цифровой среды. Цифровую трансформацию нельзя назвать экспериментом, каких то сложных изменений нет, мы просто получаем дополнительный материально-технический ресурс для того, чтобы наши школьники работали с использованием современных сервисов и платформ».

Также в рамках встречи эксперты уделили внимание вопросу обеспечения безопасности вхождения в проект цифровой образовательной среды. Спикеры сообщили, что проводится большая, многократная работа по защите персональных данных, фильтрации контента и верификации ресурсов, которые используются в образовательном процессе у школьников. Цифровая образовательная среда должна гарантировать психологическую безопасность детей.

Светлана Буравова привела положительный пример использования Интернет-ресурсов школьниками: «Школьница из Челябинской области по средствам интернета самостоятельно изучила вопрос сбора отработанных батареек. Вместе с родителями ей удалось собрать и отправить на переработку 450 кг батареек. Думаю, цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний, то, что ему интересно».

Яна Тузова считает, что подобно базовой грамотности человека (умению читать, считать и писать), основы цифровой грамотности необходимо формировать с раннего возраста, а в процессе взросления она должна продолжать развиваться, адаптируясь к условиям меняющегося цифрового мира. Но родители и дети должны  понимать, что гаджеты это лишь дополнение и инструмент для развития, а не сама жизнь.

Подводя итоги мероприятия, эксперты пояснили, что те изменения, которые происходят - это  современная реальность. Вне зависимости от  желания изменения будут происходить, мир меняется, внедряются новые технологии и детям необходимо развиваться в этих условиях. Родителям же посоветовали быть не сторонними наблюдателями, а встраиваться в процесс цифровой трансформации наравне с детьми для того, что бы в семье было взаимопонимание и доверительное отношение друг к другу.

Запись вебинара - https://youtu.be/Eh2Vs4ksRI0