Трехметровый слон, волк из «Властелина колец» и Птица счастья: Фестиваль кузнечного искусства представил выставку кованых скульптур
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Трехметровый слон, волк из «Властелина колец» и Птица счастья: Фестиваль кузнечного искусства представил выставку кованых скульптур

30.08.2016

С 26 августа Кировка наполнилась необычными для центра города звуками. Звон молотов, шипение огня в раскаленном горне, дыхание мехов, непрерывно поддерживающих пламя.

Можно представить, что очутился в ремесленной кузнечной слободе. Тем более что совсем скоро Челябинск действительно станет столицей кузнечного искусства. На всероссийский фестиваль съедутся более 50 мастеров из 27 регионов, а также гости из Беларуси и Донбасса. Увидеть впечатляющие произведения челябинских и столичных мастеров можно уже сейчас. С самого момента открытия фестиваль доказывает, что кузнечное дело, бесспорно, является формой искусства. В этом уверен член Союза кузнецов России москвич Виктор Сироткин. «Каждый кузнец по-своему художник, - говорит Виктор. - Есть разные специализации – оружейники, опрессовщики, ковали – все они могут создать настоящее произведение искусства. Это может быть обыкновенная кованая ограда, но вы будете смотреть на нее, открыв рот от удивления». Действительно, на выставке представлены работы, достойные украсить не только загородный дом, но и музейную галерею. Обычные предметы утвари, как например ухваты или каминные решетки, преображенные фантазией художника, превращаются в лапы мифических птиц или дремучий лес. Вполне утилитарные изделия, пригодные для использования в быту, соседствуют с декоративными произведениями. Виктор Сироткин на правах старшего мастера проводит для нас небольшой экскурс в историю кузнечного дела. Оказывается, художественная ковка – не примета нашего времени, она зародилась вместе с появлением кузнечного ремесла. «Во все времена люди стремились как-то украсить жилище, были и ритуальные скульптуры, - рассказывает кузнец. - Историки находили множество тому примеров. Раньше использовали примитивную кузнечную сварку, сейчас появились новые технологии, но изделия из металла продолжают привлекать людей. Кузнечное дело развивается - только в Москве и Подмосковье за последнее время появилось четыре специализированных учебных заведения. Появляется больше заказов, и, значит, мастера не будут сидеть без работы». Похоже, что вместе с интересом к красивым кованым изделиям у людей осталось и особое отношение к мастерам кузнечного дела. В старину верили в сверхъестественные силы умельцев, и было принято относиться к ним с подчеркнутым уважением. Челябинцы, по всей видимости, продолжают традиции предков, и на постаментах скульптур можно заметить пригоршни монет, которые оставляют благодарные зрители в знак своего одобрения. Нечто таинственное и мистическое все-таки прослеживается и в работах авторов. Большинство сюжетов выполнено по мотивам народных сказок и легенд. Грозный волк, словно сошедший со страниц Толкиена, Синяя птица, приносящая удачу, существа из скандинавских и славянских эпосов - каждая скульптура рассказывает свою увлекательную историю. Выделяется на фоне остальных произведений огромный индийский слон, созданный челябинским мастером Константином Рябым. Скульптура весит две с половиной тонны и достигает 3,5 метров в высоту. На изготовление слона ушло 10 тысяч стальных пластинок, 500 килограммов сварки и полтора года работы. Металлический гигант уже претендует на то, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса. По словам автора, ему хотелось сделать что-то несущее позитивный заряд. Слон, как символ миролюбия, доброты, верности и мудрости, должен стать хорошим подарком к юбилею города. Рядом с впечатляющими высокогабаритными работами представлена и экспозиция кованых миниатюр. Виктор Сироткин признается, что он хоть сам и работает в технике металлопластики и использует различные виды сварки, эта техника изготовления скульптуры ему нравится больше всего. «Это работа кузнеца в чистом виде, ковка без использования других методик обработки металла, - поясняет Виктор. - Именно такие работы, хоть они и не смотрятся так зрелищно, демонстрируют истинный уровень кузнечного мастерства». Познакомиться с выставкой кованых скульптур можно будет на протяжении проведения Фестиваля кузнечного искусства, до 4 сентября, в самом центре Кировки. Здесь же все желающие смогут понаблюдать за работой профессиональных кузнецов и принять участие в мастер-классах по изготовлению подков и монет. По материалам пресс-службы Управления культуры