Социально ориентированные НКО смогут получить налоговые льготы
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Социально ориентированные НКО смогут получить налоговые льготы

29.07.2014

Меры по поддержке некоммерческих организаций (НКО) обсуждались в конце прошлой недели на встрече членов президентского Совета по правам человека (СПЧ) с первым замруководителя администрации президента Вячеславом Володиным.

Больше всего администрации понравилась идея налоговых льгот для социально ориентированных НКО, рассказала «Ведомостям» член СПЧ Елена Тополева-Солдунова. По ее словам, Володин в ответ напомнил, что деление на социально ориентированные и политические организации, позволяющее давать первым определенные льготы, есть и в США. Во всех развитых странах у НКО есть налоговые льготы, которые зависят от статуса: преференции труднее получить экспертно-аналитической организации, нежели НКО, которая, например, помогает пострадавшим в катастрофах, поясняет Тополева-Солдунова. СПЧ также предложил предоставлять льготы жертвователям: такие инициативы тяжело воспринимаются властью, поэтому для начала это будут небольшие суммы, говорит член СПЧ. По ее словам, обсуждалась и идея усовершенствовать реестр социально ориентированных НКО и сделать так, чтобы организации, включенные в него, не могли стать «иностранными агентами». «Еще одна перспективная идея — сделать фонд “Гражданское достоинство” (распределяет государственные гранты для правозащитных организаций. — “Ведомости”) оператором всех иностранных вложений, чтобы деньги проходили через организацию, которой государство доверяет», — отмечает Тополева-Солдунова. Вместо того чтобы уточнить понятие политической деятельности, Минюст сейчас предлагает его расширить, напоминает председатель СПЧ Михаил Федотов. По его словам, члены совета попросили Володина обратить внимание на предложение ведомства и сделать так, чтобы оно не превратилось в законопроект. На заседании также обсуждался вопрос подготовки к инвестиционному форуму для социально ориентированных НКО, сообщил Федотов. «По поводу дифференцированных льгот пока есть возражения со стороны экспертного управления президента, но мы надеемся, что сможем достичь понимания», — сказал председатель СПЧ. Действующие льготы для некоммерческих организаций Статья 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (далее Закон №7-ФЗ) определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками. Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и иных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в целях, направленных на достижение общественных благ. Но не смотря на то, что некоммерческие организации призваны удовлетворять нематериальные потребности человека, сотрудники, которые работают в некоммерческих организациях, должны получать заработную плату, да и за аренду помещения тоже необходимо платить, то есть для функционирования любой некоммерческой организации необходимы денежные средства. И здесь на помощь приходит часть 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ, которая говорит о том, что некоммерческая организация все-таки может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям. Это может быть производство товаров или оказание услуг, участие в хозяйственных обществах, приобретение и реализация ценных бумаг, а также иная, не противоречащая действующему законодательству деятельность. Также некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, земельные участки, денежные средства в рублях и валюте и иное имущество. Обращаем ваше внимание, что по предпринимательской деятельности некоммерческие организации обязаны вести учет доходов и расходов, уплачивать установленные законом налоги и иные обязательные платежи, а также вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном ФЗ от 06.12.2011г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете". И в этом случае, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, при этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям. Государственная поддержка может осуществляться в следующих формах: 1) размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 2) предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов; 3) предоставление некоммерческим организациям иных льгот. Налоговый Кодекс РФ предусматривает ряд налоговых льгот для некоммерческих организаций. Давайте рассмотрим. НДС Согласно пп.2 п.3ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья, полезных ископаемых, охотничьих ружей, меховых изделий и иных товаров, содержащихся в списке, утв. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884), работ, услуг, производимых и реализуемых (исключение брокерские и иных посреднические услуги, не указанные в пп.12.2 п.2 ст. 149 НК РФ): - общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; - организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; - учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; - государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы; - государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов; На практике часто возникает вопрос, о том, является ли объектом налогообложения НДС передача имущества от коммерческой организации некоммерческой в качестве дара? Отметим, что в соответствии с пп.8 п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения по НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется, в частности, по договору дарения в общеполезных целях (договору пожертвования), в порядке, установленном ФЗ от 30.12.2006 № N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (см. также письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112). То есть объекта налогообложения не возникает. НДФЛ Освобождаются от налогообложения доходы физических в виде сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также сумм, уплаченных религиозными и благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц. Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов, религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, медицинским организациям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках (п. 10 ст. 217 НК РФ). Налог на прибыль Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. В частности, в соответствии с п.2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К таким целевым поступлениям относятся, например, вступительные и членские взносы. Такие поступления не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/4/48). Основным условием применения данных положений является соблюдение их целевого назначения, в противном случае организацию могут ожидать последствия в виде бесспорного взыскания суммы поступивших средств (ст. 306.2 БК РФ). Также к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п. 2 ст. 251 НК РФ), средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (пп.9 п. 2 ст. 251 НК РФ), денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (пп.13 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (пп.15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Обращаем Ваше внимание, что налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений. Также не учитываются при налогообложении средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи - структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности и имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп.16 п. 2 ст. 251 НК РФ). Что касается расходов, то статья 264 НК РФ содержит ряд прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относящихся к деятельности некоммерческих организаций. Это расходы, осуществленные налогоплательщиком - организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (пп. 38 п.1 ст. 264 НК РФ). Такие организации могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет (п.1 ст. 267.1 НК РФ). Иные налоги Относительно уплаты иных налогов, также можно увидеть некоторые льготы, установленные для некоммерческих организаций. Так, п.5 ст. 395 НК РФ, освобождает от налогообложения общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности. Статья 381 НК РФ содержит перечень налоговых льгот по налогу на имущество для религиозных организаций и общественных организаций инвалидов - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности. Налоговые льготы относительно транспортного налога, на федеральном уровне для некоммерческих организаций не установлены, если такая организация имеет на балансе автомобиль, то она уплачивает налог в общем порядке. Однако субъекты могут самостоятельно установить наличие льготных категорий того или иного налога, так например, Закон Московской области от 24.11.2004г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Еще одна льгота — освобождение от уплаты государственной пошлины, об этом нам говорит п.2 ст. 337 НК РФ и п. 4 ст. 333.38 НК РФ: от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах и по всем видам нотариальных действий, освобождаются общественные организации инвалидов. В заключение отметим несколько положений об отчетности некоммерческих организаций. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках включает себя и отчет о целевом использовании полученных средств. Этот отчет составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и сдают его в налоговый орган, орган статистики, а также другим заинтересованным лицам, например тем, кто предоставил целевые средства. В отчете отражают остаток на начало отчетного года, поступление средств, их расходование и остаток на конец отчетного периода. В составе поступивших средств указываются вступительные, членские взносы, а также прочие поступления. Существует точка зрения, что данный отчет не является обязательной составляющей отчетности, однако данное мнение является ошибочным в силу положений ч.2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ: годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. По материалам Портала НКО http://portal-nko.ru/dialog/16503/16606