СМИ возьмут шефство над юнкорами. Как в Челябинской области решают кадровый вопрос в сфере медиа?
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

СМИ возьмут шефство над юнкорами. Как в Челябинской области решают кадровый вопрос в сфере медиа?

03.10.2023

3 октября комиссия по развитию информационного общества, массовых коммуникаций и медиабезопасности Общественной палаты Челябинской области провела круглый стол на тему «Кадры на медиарынке: проблемы и пути их решения».

Председатель комиссии Алла Ципордей отметила, что в России работает около 150 тысяч журналистов, около 100 российских вузов каждый год выпускает около 5 тысяч журналистов, в том числе профессионалов в сфере медиа готовят высшие учебные заведения Челябинской области, но каждый год в редакциях звучит проблема кадрового дефицита, особенно остро она стоит в муниципалитетах Челябинской области.

«Причем проблема не только в количестве, но и в качестве кадров в сфере медиа. Чаще всего причинами дефицита квалифицированных работников в редакциях называют низкие заработные платы, моральное выгорание, отток специалистов в другие регионы. При этом на сегодняшний день роль СМИ очень высока в современном обществе. Именно на них возложена миссия формировать высокие моральные и нравственные ценности, прививать патриотизм, объединять людей. Безусловно, заниматься этой работой должны талантливые и образованные профессионалы», — подчеркнула Алла Ципордей.

К причинам дефицита кадров в сфере медиа заместитель генерального директора АО «Обл-ТВ» по телевизионному вещанию Оксана Шевченко отнесла и то, что многие профессиональные журналисты работают сегодня в зоне СВО, поэтому усиливается отток кадров из регионов в Москву и Санкт-Петербург. Она также отметила, что даже крупнейший в регионе медиахолдинг «ОТВ» сталкивается с этой проблемой. 

«Как мы решаем проблему кадрового дефицита: обращаемся к ВУЗам, которые направляют к нам студентов на практику. Оценку за нее мы не ставим просто так, обязательно нужно выполнить работу, по результатам которой мы видим потенциал студента и предлагаем удобные условия для трудоустройства. Кроме того, у нас в медиахолдинге работает программа наставничества, когда более опытные сотрудники обучают менее опытных. Мы проводим экскурсии для школьников, организуем стажировки для работников», — рассказала Оксана Шевченко.

Важнейшим звеном в формировании кадрового резерва являются школьные медиацентры, редакции, объединения юнкоров. В Челябинской области работает более 35 изданий, которые выпускают школьники. 

Председатель совета Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» Галина Павлова отметила, что за 16 лет работы данной организации в регионе заметно изменился интерес школьников в этой сфере, теперь они рассматривают в качестве будущей профессии не столько журналистику, сколько специальности в сфере коммуникации. 

«Мы видим серьезную проблему в том, что редакции практически не занимаются подготовкой своей смены и не привлекают школьников к участию в создании газет, передач и других журналистских продуктов, хотя по конкурсу "Журналина" и другим нашим проектам мы видим, насколько школьники бывают талантливы, трудоспособны и замотивированы. Раньше при каждой газете была молодежная рубрика, которую вели учащиеся школ. Сегодня этого почти нет нигде. Связь редакций со школами практически утеряна», — подчеркнула Галина Павлова

Смещение фокуса внимания с журналистики на медиакоммуникации у современной молодежи подтвердила и доктор филологических наук, профессор кафедры теории медиа Челябинского государственного университета Марина Загидуллина.

«Мы наблюдаем отток желающих учиться на журналистике и возросший интерес к работе в новых формах медиа: SMM, видеографы, дизайнеры и прочее. Абитуриент, поступая на такого рода специальности, понимает, что он будет востребован на рынке рекламы в социальных медиа. Но можно ли называть его журналистом? Конечно, нет. Поэтому перед университетом сегодня стоит задача справиться с такого рода внутренней конкуренцией», — подчеркнула Марина Загидуллина.

Участникам круглого стола также были представлены возможности грантовой поддержки журналистов и юнкоров, а именно возможность участия в конкурсе грантов Губернатора Челябинской области для школьников, где выделяемая сумма может доходить до 345 тысяч рублей, конкурсе грантов Губернатора Челябинской области на стажировки, где журналист может получить сумму до 300 тысяч рублей, а также конкурсе грантов Губернатора Челябинской области для физических лиц. 

На встрече был представлен успешный опыт Коркинской телерадиокомпании по решению кадрового вопроса. Компания выбрали курс по пути технического упрощения процесса, ввело формат «мобильных новостей», когда съемка ведется на камеру мобильного телефона. По информации руководства телеканала, этот подход дал возможность решить кадровый вопрос в редакции, на работу принимаются люди без специального образования и навыков, проходят короткое обучение и приступают к работе. Также это позволяет сэкономить средства на модернизации профессионального оборудования и ускорить процесс подготовки видеосюжетов. Этот опыт вошел в «Сборник позитивных практик СМИ Челябинской области», подготовленный комиссией Общественной палаты по развитию информационного общества, массовым коммуникациям и медиабезопасности. 

Во время круглого стола была озвучена инициатива о создании системы шефства, которое будут осуществлять СМИ над профильными классами, медиацентрами, редакциями в школах и учреждениях дополнительного образования Челябинской области. 

Также по результатам Круглого стола было предложено наладить взаимодействие с обществом «Знание» в вопросе переподготовки людей разных профессий, оставшихся без работы, в том числе людей пенсионного возраста, для журналисткой деятельности. Было отмечено, что такой опыт в Челябинске уже был в рамках небольших общественных проектов, и он был успешным. 

«Информационное пространство — это постоянно меняющаяся среда. Она требует безустанного движения, быстрой адаптации и совершенствования компетенций. Журналистика, как профессия, сегодня переживает кризис, но не стоит это слово воспринимать негативно. Любой кризис способствует трансформации и открывает множество новых возможностей», — заключила Алла Ципордей.