Насколько популярным станет ДЭГ в России?
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Насколько популярным станет ДЭГ в России?

10.02.2022

26 января Госдума приняла в первом чтении законопроект, который устанавливает единые правила проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

В принятом документе говорится, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.

Законопроект устанавливает обязательное прохождение избирателями процедуры идентификации, аутентификации и подтверждения личности.

Также он предусматривает анонимизацию результатов волеизъявления, их шифрование во время голосования и дешифрование после завершения голосования.

Кроме того, решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы государственной власти и на референдуме РФ будет принимать ЦИК, а в случае если дни голосования на федеральных выборах или на референдуме совпадают с днями голосования на других выборах или референдумах, то решение о проведении ДЭГ ЦИК будет принимать с учетом предложений региональных избиркомов.

Отметим, избирательные комиссии субъектов РФ, в свою очередь, по согласованию с ЦИК смогут принять решение о проведении ДЭГ на выборах в органы государственной власти своего региона или на референдуме.

В нашей статье мы собрали мнение федеральных и региональных экспертов о преимуществах дистанционного электронного голосования, а также некоторые предложения, в том числе по осуществлению общественного контроля в рамках ДЭГ.

О новой форме голосования высказался Александр Брод, член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ: «Ассоциация НОМ в течение последних двух лет очень пристально следит за развитием процедуры ДЭГ не только в России, но и за рубежом. Мы неоднократно проводили консультации с экспертами в Эстонии, где с 2005 года применяется эта новая форма голосования, и с каждыми новыми выборами мы видим, что популярность этой формы растет. Кроме того, наши оценки ДЭГ постоянно звучат в докладах о новых формах голосования по итогам единого дня голосования в позапрошлом и прошлом году. Эта новая форма голосования удобна и комфортна для избирателя, особенно в условиях пандемии, и об этом говорят данные соцопросов – не только ВЦИОМ, но и других социологических институтов. Очень важно, что теперь механизм реализации ДЭГ закрепляется на законодательном уровне. Опыт общественного контроля за ДЭГ наработан и в Москве, и в ряде других регионов. Мы находились в контакте с общественными штабами и в Севастополе, и в Ростовской области, и серьезных сбоев в регионах мы не наблюдали. Поэтому я считаю, что с участием специалистов по ИТ-технологиям, экспертами в этой сфере нам в самое ближайшее время нужно доработать имеющийся региональный опыт, представить предложения их в виде рекомендаций, дорожной карты для общественных палат, экспертных сообществ. Необходимо очень четко прописать алгоритм действий по общественному контролю за дистанционным электронным голосованием».

Алена Булгакова, член Общественной палаты РФ, исполнительный директор Ассоциации НОМ уверена, что у дистанционного голосования большое будущее.

«Главное преимущество такой формы волеизъявления заключается в том, что она обеспечивает потребность большого числа избирателей в удобстве, безопасности и возможности реализовать свою гражданскую позицию без отрыва от личных дел. Все заявления о нелегитимности дистанционного голосования исходят от незнания процедуры. Дальнейшая проработка норм, регулирующих все вопросы проведения ДЭГ, должна проводиться с обязательным участием экспертного сообщества. Остается плотно сотрудничать с избирательными комиссиями в части подготовки и обсуждения порядка проведения дистанционного голосования», - комментирует эксперт.

Политолог Павел Данилин считает, что общественный контроль за процедурой дистанционного электронного голосования является одним из ключевых при дальнейшем применении технологии на выборах.

«В прошлом году общественники присутствовали в штабе Общественной палаты и наблюдали за ходом ДЭГ в том числе. Надо расширить и углубить возможность контроля общественности за ДЭГ. В законопроект ко второму чтению стоит добавить функции наблюдателей», - подчеркнул политолог.

Тему общественного контроля в рамках ДЭГ затронул и Максим Григорьев, руководитель Координационного совета при Общественной Палате РФ по общественному контролю за голосованием: «Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках. В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование».

Наталья Балынская, доктор политических наук, директор ИЭиУ МГТУ им. Г.И. Носова, член Общественного штаба по контролю и наблюдению за выборами в Челябинской области приводит статистические данные и заявляет о том, что ДЭГ в наше время - это не просто реальная успешная практика и возможная перспектива ближайших лет, а необходимость.

«По подсчетам демографов, на 2021 год представителей так называемого поколения «Z», то есть людей, рожденных после 2000 года, было всего 21%. Но уже скоро соотношение численности населения будет значительно трансформироваться и молодых избирателей, рожденных “с кнопкой на пальце”, станет заметно больше. Не забудем к ним приплюсовать активное среднее поколение, также живущее в сети и качественно пользующееся благами интернета. Поэтому, когда некоторые противники ДЭГ рассуждают о доверии со стороны населения бумажным бюллетеням, всегда стоит уточнять: о каком населении они говорят? И какова доля этого населения в ближайшей электоральной перспективе? – Не нужно быть демографом, чтобы увидеть очевидное: избиратели, которые будут определять будущее России в ближайший электоральный цикл, – это те избиратели, которые однозначно выбирают цифровую среду. Они уже живут в гаджетах ежедневно, совершая сделки, общаясь, доверяя им свои персональные данные и не испытывая к ним недоверия. Вряд ли для этого поколения процесс голосования будет принципиально отличаться по процедуре от всего множества электронных операций, которые сегодня проводятся ими ежечасно. Конечно, стоит аккуратно подходить к этому процессу, потому что к нему должны адаптировать свое поведение не только избиратели, но и все политические институты: партии, избирательные комиссии, органы власти и т.д. Поэтому продуманные и качественные поправки в закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” не просто своевременны, они открывают новую веху в развитии института голосования в нашей стране», - говорит Наталья Балынская.

Член Общественной палаты Челябинской области, доктор политических наук, профессор, главный редактор журнала «Социум и власть» Сергей Зырянов: «С политологической точки зрения принятый законопроект можно оценить следующим образом. Во – первых этот шаг ожидаемый, потому что подготовка к принятию этого законопроекта началась с 2019 года, когда в Москве впервые было проведено дистанционное электронное голосование. Что говорит законодатель предлагая внедрять эту правовую норму широко и на системной основе? Он говорит о том, что это более удобно для избирателей, особенно в условиях пандемии. Кроме того, законодатель обращает внимание, что новая технология ДЭГ проста и доступна практически всем избирателям разных возрастов. Конечно более интересна эта система молодежи, а также тем гражданам, которые в совершенстве владеют компьютером. Соцопросы тоже подтверждают готовность населения участвовать в ДЭГ», - сказал Сергей Зырянов.

В своем комментарии региональный эксперт приводит данные соцопроса. Так, по данным ВЦИОМ если на следующих выборах будет официально предложено выбрать способ голосования, то 65% граждан предпочтут традиционное голосование, 30 % будут готовы голосовать по средствам ДЭГ, 1% пожелают голосовать по почте, 2% не определились и 2% граждан не примут участие в голосовании.

«В мировой практике есть примеры использования ДЭГ. От качества проработки закона, который будет принят, зависит комфортность и политические последствия введения этих правовых норм и этих практик голосования. Эксперты говорят, что при принятии законопроекта во втором чтении следует обратить внимание на то, что пока в законодательстве нет гарантии правовой определённости и стабильной системы голосования. Документ не описывает сроки подачи заявления на голосование, порядок аутентификации и подтверждения личности избирателя, установление итогов голосования и т.д.. Обращу внимание и на то, что может возникнуть уязвимость избирательных прав при сбоях в работе интернета, что следует учесть. Важно, чтобы в законопроекте были проработаны и предложены гарантии контрольного подсчета голосов. То есть процедура голосования должна быть организована так, чтоб в случае спорных ситуаций и обращения в суд была возможность воспроизведения процедуры. Уверен, ДЭГ сделает систему голосования более удобной и возможно повлияет на повышение явки, что отмечалось в Москве в 2021 году. Желаю всем причастным сейчас вносить поправки в этот законопроект, чтобы в итоге он получился максимально комфортным и усовершенствованным», - заключил Сергей Зырянов.