Китай ближе. Челябинские эксперты оценили развитие партнерства с Поднебесной
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Китай ближе. Челябинские эксперты оценили развитие партнерства с Поднебесной

27.03.2023

Соответствующие договоренности были достигнуты в ходе недавних переговоров президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Как челябинские эксперты оценивают развитие партнерских отношений Южного Урала и Китая – в нашем материале.

Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали план развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. Речь идет, в частности, о наращивании торговых связей. Ожидается, что в этом году РФ и КНР не только выйдут на объем товарооборота в $200 млрд, но и превзойдут этот рубеж. Россия при этом будет наращивать поставки продовольствия на китайский рынок.

Также наша страна готова содействовать китайским предприятиям, которые желают заместить ушедшие из России компании. Планируется создание совместного рабочего органа по развитию Северного морского пути. Кроме того, Россия и Китай могут стать мировыми лидерами в области информационных технологий и искусственного интеллекта. 

Какую роль играет Южный Урал в процессе сближения двух стран? Своими мнениями поделились челябинские эксперты.

По словам члена Общественной палаты Челябинской области Алексея Ларина, в ходе переговоров лидеров двух стран были сформулированы ясные посылы нашим оппонентам и откровенным врагам, что Россия имеет серьезную поддержку внешнеполитического курса. 

Что касается настройки новых взаимоотношений, то российский бизнес всегда рассчитывает на их долгосрочный характер, указывает эксперт.

«Китай при этом вправе рассчитывать на эту надежность, поскольку степень давления западных «партнеров» на него и так беспрецедентно высока. Этим наши коллеги из Поднебесной выгодно отличаются от, например, Турции. Принятые в процессе работы делегации рамочные и программные документы могут послужить гарантией реализации прав и интересов нашего бизнеса, взаимовыгодного сотрудничества и создание паназиатского пространства. Уже сейчас наши предприниматели готовы выходить на рынок Китая не только с сырьем, но и с продукцией высокой степени передела, программными продуктами», - уверен Алексей Ларин.

Для Южного Урала Китай является стратегическим партнером в сфере развития сельского хозяйства, научных и агропромышленных связей, расширения торгового оборота, отмечает замминистра сельского хозяйства Челябинской области Инна Подшивалова.

По ее словам, региональные компании успешно поставляют в КНР фасованную муку, но при этом они уверены, что будет востребована и наша макаронная продукция.

«Для производства макаронных изделий регион второй год наращивает посевные площади твердых сортов пшеницы: в 2022 году по сравнению с 2021 годом площади возделывания твердой пшеницы выросли на 27%, а в 2023-ем вырастут еще на 8%. В свою очередь, аграрии области стали чаще приобретать китайскую сельскохозяйственную технику», - отметила замминистра.
 

Новые договоренности о сотрудничестве, достигнутые на федеральном уровне, имеют особенное значение для челябинцев, считает заместитель главного редактора агентства «Полит 74» Наталья Окорокова.

Как она напомнила, на прошлой неделе губернатор Алексей Текслер встретился с Генеральным консулом КНР в Екатеринбурге Цуй Шаочунем. В беседе была отмечена успешная реализация ряда совместных российско-китайских проектов на территории Южного Урала, а также намечены новые пути взаимодействия.

«Ввиду огромного интереса южноуральцев к путешествиям в Китай будет рассмотрена возможность организации прямых авиарейсов из Челябинска в КНР, – говорит она. – Другой аспект сотрудничества – расширение возможностей преподавания китайского языка, которым очень интересуются школьники и студенты в Челябинской области. Челябинцев пригласили принять участие в крупной торговой многоотраслевой выставке в Шанхае, а также в сельскохозяйственной выставке в Чанчуне». 

КНР является главным торговым партнером России, но структура экспорта-импорта нас пока не устраивает, отмечает депутат Госдумы РФ Валерий Гартунг.

«Мы сейчас фактически гоним в Китай нефть, газ, лес и другое сырье, а обратно получаем машины и оборудование. На мой взгляд, это не соответствует тому месту в мировом разделении труда, которое мы для России отводим. Наша страна точно не должна быть сырьевым придатком Китая. Поэтому эту ситуацию надо пересматривать», – подчеркивает он.

Сегодня Южный Урал активно закупает машины и оборудование в Китае, но промышленный потенциал нашего региона настолько велик, что мы сами могли бы поставлять туда и машины, и комплектующие, уверен депутат. Валерий Гартунг прогнозирует скорое обострение конкуренции с Китаем в сфере производства спецтехники, при этом борьба развернется, прежде всего, на российском рынке.

«Сейчас, например, китайские грузовики здесь заняли первое место. Но если взять Уральский автомобильный завод, хоть он сейчас на пике производства, его проектная мощность в два раза больше. Понятно, что мощности надо развивать дальше, но возможности наращивать производство у АЗ «Урал» есть, – говорит он. – Я все-таки считаю, что российские грузовики по качеству лучше, чем китайские, но дороже. Если мы с издержками поработаем и снизим стоимость наших автомобилей процентов на 20, то сможем конкурировать с Китаем».

По словам представителя АПЭК в Челябинской области Андрея Лаврова, прежде всего Челябинская область известна в Китае как поставщик продовольственных товаров, однако есть и другие точки соприкосновения. В частности, как указывает эксперт, у Южного Урала давние прочные связи с Китаем в образовательной сфере: ЧелГУ готовит регионоведов, лингвистов и переводчиков с китайского языка.

«ХХI век многие политологи называют веком Китая. У нас союз, который при этом защищает суверенитет своих стран и своих ценностей, – отмечает эксперт. – Для Челябинской области самый главный интерес представляет проект Нового шелкового пути, панъевразийской транспортной системы. Если он пройдет через Челябинск, это будет очень круто».