Горячее питание в школах: не просто еда
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Горячее питание в школах: не просто еда

07.12.2020

Разговор о школьном горячем питании в Челябинской области, как и по всей стране, сегодня, спустя три месяца, вышел из сугубо технической плоскости о готовности школ, оборудовании пищеблоков и качестве сырья. Функция горячего питания в школах не только накормить, говорят специалисты, но и сформировать у детей правильные пищевые привычки, адекватное пищевое поведение, которое позволит в будущем избежать заболеваний, в частности, желудочно-кишечного тракта. Получается ли это на Южном Урале, какие проблемы решены, а какие появились в ходе реализации, медики, представители родительской общественности, надзорных органов и органов управления образованием обсудили в ходе круглого стола, организованного Общественной палатой Челябинской области. Провела мероприятие заместитель председателя комиссии ОП по образованию и науке, председатель Совета родителей региона Елена Сыркина.

С 1 сентября 2020 года начальная школа перешла на бесплатное горячее питание – ежедневно столы накрываются для 184 тысяч учащихся начальной школы. И практически сразу начались жалобы родителей – в чатах, на сайте госуслуг, в Общественную палату, в Роспотребнадзор и сенатору: «Мой не ест тушеную капусту», «Моей с сахарным диабетом не разрешают приносить еду из дома», «Директор отказывает в замене блюд», еда холодная, невкусная, некрасивая…

Так, только в Минобрнауки поступило более 500 обращений, в Общественную палату Челябинской области – почти 250. «К нам в Палату поступили обращения более чем из 20 муниципальных образований. Больше всего обращений из Челябинска (98), Копейск (20), Миасс, Магнитогорск, Троицк, Чебаркуль, Озерск, Аша, Карталы, много из Златоуста, Каслей и Каслинского района, Карабаша, Кусы, Бакала, Пласта и других городов», – отметила Елена Сыркина.

Все жалобы делятся на несколько групп:

• плохое меню – невкусно, неразнообразно и неполезно;
• некачественная еда – плохо пахнет, некрасиво выглядит;
• плохая организация питания – блюда холодные уже на раздаче, перемены не хватает, дети остаются голодными, не успевают поесть;
• организация питания для детей с особыми потребностями.

Как решать проблемы? Участники круглого стола озвучили несколько рецептов.

МЕНЮ

Понятно, что меню должно быть разнообразным и качественным. Однако, по словам начальника отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Вероники Макаровой, родители, которые жалуются на однообразие, вряд ли сами готовят дома так, чтобы в течение двух недель блюда не повторялись. «Управление ежегодно согласовывает примерное меню, ориентируясь не на такой показатель как "нравится-не нравится", а на существующие нормы питания. Ассортимент блюд состоит из того набора продуктов, который ребенок должен получить. И надо понимать, что не все вкусное детям полезно. Конечно, дети любят сосиски и жареную картошку, но мы не можем включать жареное в школьное меню, те же сосиски могут появиться в нем раз в две недели. И наверное, в защиту организаторов питания отмечу, что все меню расписаны на две недели, и в течение этого времени каждый день детям предлагаются разные блюда», – отметила она.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ

В соответствии с поручением президента с октября Роспотребнадзор начал проверки организации питания в школах области. На сегодня, по словам Вероники Макаровой, мероприятия завершены в 151-й школе. «Выявляем нарушения, которые подтверждаются в обращениях от родителей. Замечаний по качеству сырья – нет, но есть нарушения по калорийности из-за нарушения технологии приготовления блюд. Но скажем, температура блюд – это момент режимный, его легко исправить, просто сдвинув режим накрытия столов. Причины этого нарушения: на пищеблоке не хватает персонала или пища готовится и порционируется заранее».

Елена Сыркина со ссылкой на руководителя Общественной палаты Николая Дейнеко подтвердила: вопрос подачи блюд горячими легко решается: «После посещения школы № 108 Николай Михайлович рассказал: там к решению проблемы подошли по-научному – высчитали, сколько времени детям надо дойти до столовой, сколько – чтобы накрыть столы. И сегодня у них практически нет жалоб на холодную еду».

Еще один момент – когда детям не нравится, как выглядит еда. Никто не говорит о ресторанной подаче, элементарно можно не валить все в одну кучу – макароны, котлету, салат.

Роль правильного питания в здоровье ребенка – и будущего взрослого – отметила врач областного центра медпрофилактики Ирина Исакова: «Хотела бы отметить моменты, которые влияют на здоровье. Желательно организовывать питание каждые 4-5 часов. Это связано со строением и функционированием детского организма, они растут, плюс имеется большая психологическая нагрузка. Следует обращать внимание и на соответствие калоража принимаемой пищи возрастной норме, и распределение белков, жиров, углеводов. Рада как врач, что жареные, копченые продукты в детское меню не допускаются – это совершенно правильно, физиологично. Посоветую обратить внимание на соблюдение водного режима, который играет очень большую роль в переваривании пищи и функционировании детского организма».

Частая жалоба от родителей – недостаточное время для приема пищи. По санитарным правилам оно должно быть не менее 20 минут. Но дети разные, и это руководители образовательных учреждений должны учитывать, считает эксперт.

ОСОБЫЕ ДЕТИ

Отдельно Ирина Исакова обратилась к директорам школ по поводу особых детей. «Был ряд обращений по замене блюд. Родители говорят, что директора им отказывают на том основании, что меню согласовано с Роспотребнадзором. И дети остаются голодными. Между тем, тот же Роспотребнадзор говорит (и Вероника Макарова в ходе круглого стола это подтвердила. – Прим. АН "Доступ"), что замена возможна, и для этого есть алгоритм взаимодействия».


С 1 января 2021 года начнут действовать новые «Санитарно-эпидемиологические правила по организации общественного питания населения». В нем есть пункт 8.2.3, который касается родителей с детьми, имеющими серьезные заболевания. Он, в частности, гласит: если школа не может подобрать продукты, не в состоянии обеспечить питание ребенка в соответствии с состоянием его здоровья, тогда ребенок может получить домашнее питание.


Ирина Исакова обратила внимание директоров школ, где учатся дети с сахарным диабетом, на то, что таким школьникам перед приемом пищи нужно произвести ряд манипуляций: измерить уровень глюкозы в крови, оценить его и поставить инъекцию инсулина. «Это должно быть в безопасных условиях, мы разговаривали, вы нас услышали – спасибо. И еще важно, чтобы меню на текущий день было вывешено на видном месте, чтобы ребенок – даже маленький, мог сориентироваться по дозе инсулина во избежание передозировки, малышам часто надо для этого позвонить родителям. Поэтому важно, чтобы они тоже могли прочитать меню. Это очень важно», – подчеркнула врач.

Надо отметить, что все участники круглого стола – и сенатор Совета Федерации Маргарита Павлова, и представитель родительской общественности Копейска Андрей Горланцев, и первый замминистра образования и науки региона Елена Коузова, представители надзорных и иных ведомств – оказались единодушны в главном: готового рецепта как сделать так, чтобы дети ели хорошо, не существует, но взрослым по силам наладить системный родительский контроль за питанием в школах (есть методические рекомендации, и директоров просят ими поделиться с мамами и папами, что позволит в разы снизить количество жалоб). Кроме того, поскольку все пищевые привычки идут из семьи, прозвучало предложение вести определенную просветительскую работу именно с родителями (тут свою информационную поддержку педагогам готов оказать центр медицинской профилактики).

«Этот акцент – как сформировать культуру питания, – один из ключевых. Все остальное, техническую сторону, мы обеспечим», – подчеркнула Елена Коузова.