Экспертное мнение: Михаил Смирнов о дизайн-коде
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Экспертное мнение: Михаил Смирнов о дизайн-коде

09.11.2018

В Челябинске принят дизайн-код, который предписывает определенные правила размещения и требования к внешнему виду рекламных конструкций и вывесок на территории города. Контроль за соблюдением этих норм будет особенно жестким на улица, который находятся на гостевых маршрутах. Это стало актуальным в период подготовки к саммитам ШОС и БРИКС, запланированных на 2020 год. Своим экспертным мнением о том, как это отразится на рекламном рынке Челябинска и архитектурном облике города, с «ФедералПресс» поделился представитель рекламного рынка Челябинска, заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области Михаил Смирнов.

«Очень важно, что появился документ, четко обозначивший проблему «замусоривания» визуального городского пространства. Радует общественный интерес к проблемам несанкционированного размещения рекламы и информации, понимание важности рекламной сферы в жизни нашего города. Несомненным плюсом я считаю запрет на некоторые абсолютно варварские технологии размещения рекламных сообщений на зданиях и объектах городской инфраструктуры.

Многие рекламные носители и технологии устарели, а способы их размещения негативно влияют на архитектурный облик центральных улиц Челябинска. Словом, как участник рекламного рынка, я очень рад: исчезнут тысячи допотопных рекламных объектов, у нас будет много работы, что в наши тяжелые времена хорошо. В то же время как человек, ежедневно сталкивающийся с созданием рекламных кампаний и проектированием вывесок и информационных конструкций, я категорически против жесткой стандартизации.

Я против всего, что касается унификации и жестких требований к вывескам. Мы уже жили в стране, где все было унифицировано, были стандартизированные шрифты и цвета. Я против казармы. Реклама - это продукт творчества. Вывески существуют для того, чтобы один вид сервиса выделить из общего ряда. Качественно выполненная реклама вызывает восторг, а не раздражение. Нашему городу срочно необходима индивидуальность, а не серый шаблон. Если сводить все к единому стандарту, то почему мы не заставляем всех людей одеваться одинаково и пластические операции делать поголовно?

У нас есть замечательный опыт, достаточно посмотреть фотографии Челябинска или Екатеринбурга до революции. Была реклама ручной работы, выполненная с большим вкусом. И все было очень естественно и гармонично. Никому и в голову не приходило все это унифицировать, брать стандарты из Европы. Мы находились на Шелковом пути, и архитектура, и бизнес были русско-азиатскими. На такие торговые улицы сегодня с удовольствием приехали бы многочисленные иностранные гости, это может стать предметом «уральской идентичности». А мы почему-то вдруг берем стандарты из Голландии? Добровольно отрезаем слой своей многовековой культуры и говорим, что хотим быть как «Макдоналдс»…

По самым скромным подсчетам, за полтора года в городе нужно заменить порядка 4 тысяч рекламных конструкций. Для рекламного бизнеса, наверное, это хорошо, а для всего остального - сомнительно…

В моем понимании, во всех городах, где процветает реклама, там процветает и бизнес, там неминуемо возникают общественные и бюрократические институты, которые несут за это ответственность. Ни один документ от коллапса и безвкусицы не застрахует. Я чего-то не помню, чтобы проект дизайн-кода обсуждался с профессиональными союзами или с экспертами Общественной палаты.

Как только мы уберем большую часть рекламы, мы увидим убогую архитектуру, балконы с чудовищным остеклением, неблагоустроенные фасады и так далее. Мы увидим, что реклама - это лишь маленькая часть городской среды, которой надо заниматься: всеми этими столбами с бесконечными проводами, уродливыми киосками, городскими маршрутками, которые не моют… Когда обнажится серый бетон, мы увидим, что реклама делала нашу жизнь чуть ярче.

Я за то, чтобы навести порядок, убрать закрывающие баннеры с окон зданий, снять уродующие вывески. Но это нужно делать обдуманно и в диалоге с профессиональным сообществом.

И еще, я бы хотел, чтобы в городе проводился ежегодный фестиваль рекламных проектов, ярких, провокационных, нацеленных в завтра. И чтобы у авторов красивых, немножко сумасшедших рекламных решений не торчала в голове «заноза» придуманных искусственных ограничений и табу, чтобы именно эти творцы формировали новые представления о городском пространстве моего города, а не доморощенные урбанисты, иногда выезжающие в Европу и читающие модные около архитектурные блогеры».