Бесконтрольная застройка водоохранной зоны Шершневского водохранилища продолжается
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Бесконтрольная застройка водоохранной зоны Шершневского водохранилища продолжается

10.10.2014

Общественная палата Челябинской области подготовила информацию и предложения в Совет безопасности Челябинской области.

По итогам работы выездной Комиссии Общественной палаты Челябинской области по проверке грубейших нарушений санитарных правил во втором поясе зоны санитарной охраны питьевого Шершневского водохранилища, указанных в Заключении Палаты от 08 октября 2014 г. (http://op74.ru/main/materials/documents/), к заседанию Совета безопасности Челябинской области была подготовлена информация и предложения. Информация к заседанию Совета безопасности Челябинской области в связи с ситуацией с бесконтрольной застройкой водоохранной зоны Шершневского водохранилища: Общественная палата Челябинской области отмечает, что Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерством промышленности и природных ресурсов, главами муниципальных образований Аргаяшского (Валишин И.Н.), Сосновского (Котов В.П.), главами городских округов Челябинского (Давыдов С.В.), Карабашского (Ягодинец В.Ф.) не выполнены следующие решения: - Постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010 г., № 50-П «О водообеспечении Челябинского промышленного района»; - Постановление Губернатора от 15.09.2010 г., № 269 «О мерах по улучшению качества воды в Шершневском водохранилище"; - Решение Межведомственного областного штаба по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище, от 02 ноября 2010 года № 1-1; - Решение Совета безопасности Челябинской области от 19 июля 2010 года «О состоянии и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объектов питьевого водоснабжения на территории Челябинской области»; - Решение Совета безопасности Челябинской области от 18 марта 2011 г. № 11/1280 «О ходе выполнения решения Совета безопасности Челябинской области от 19 июля 2010 года «О состоянии и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности объектов питьевого водоснабжения на территории Челябинской области»; - Постановление Правительства Челябинской области от 22 мая 2008 года № 133-П «О концепции охраны и использования водных объектов Челябинской области на 2008-2020 годы». Генеральные планы многих территорий принимаются формально. Так Генеральный план развития пос. Западный Кременкульского сельского Совета Сосновского района является очевидной фальсификацией и профанацией. Вместо 3-х этажных домов, по Генеральному плану, в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища строятся 5-ти и более этажные посёлки: Белый хутор, Залесье, Просторы. На месте детских площадок строятся жилые дома. Рядом с домами сплошные свалки мусора. Изначально строительство новых поселков ведётся при полном отсутствии подъездных путей к месту нового строительства и будущего проживания большого количества новосёлов. Сеть коммуникаций строится по эскизному изменению проектов. Это уже привело в августе, сентябре 2014 года к серьезному прорыву канализации при заселении первых жильцов в названных посёлках. Хозяйственно-бытовые отходы напрямую текли в Шершнёвское водохранилище в зоне городского пляжа. Нет проекта ливневой канализации. Вырубается лес, зелёная зона превращается в «каменный мешок» под лозунгом "доступного комфортного жилья в экологически чистом районе". Нет тротуаров, не построено ни одного бульвара, зоны отдыха. Новое поколение лишается возможности жить и строить по-новому, внедрять новые инновационные технологии, внедрять новые архитектурные формы. Не остаётся территорий для парковой зоны. О людях, в конечном итоге, мягко говоря, забыли. Власть не слышит голос гражданского общества. Группа отдельных руководителей вместо обсуждения с населением навязывает свои личные интересы. Вместо гордого звания «СТРОИТЕЛЬ» появились «ЗАСТРОЙЩИКИ», которые потеряли честь и гордость за осуществлённый проект. Мера их интересов сместилась в сторону личного обогащения. Предложения в решение Совета безопасности Челябинской области в связи с ситуацией с бесконтрольной застройкой водоохранной зоны Шершнёвского водохранилища: 1. Уточнить полномочия органов исполнительной власти Челябинской области и усиление межведомственной координации в вопросах охраны водных объектов. 2. Провести анализ нормативно-правовой базы в сфере водных отношений и дать предложения по её совершенствованию с учетом разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов. 3. Разработать финансово-экономический механизм водопользования. 4. Разработать систему осуществления государственного контроля за охраной и использованием водных объектов. 5. Подготовить проект Постановления Правительства ЧО «Об утверждении перечня объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов на территории Челябинской области». 6. Проработать вопросы кадрового обеспечения водохозяйственного комплекса Челябинской области. 7. Организовать систему экологического образования учащихся всех уровней образования и населения в сфере охраны природы и водных объектов. 8. Определить систему взаимодействия с общественностью по вопросам охраны и использования водных объектов. Во всех муниципальных образованиях организовать работу советов по экологической безопасности. 9. Подготовить предложения для доработки государственной программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов Челябинской области на 2014-2016 годы», в составе которой действует подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области в 2014-2016 годах». В составе программы предусмотреть мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности Шершневского водохранилища. 10. Подготовить предложения депутатам Государственной Думы, Правительству РФ: - по внесению изменений в действующее законодательство в области охраны и рационального использования водных ресурсов, привести в соответствие с другими отраслями права; - предоставить субъектам Федерации право принимать региональные нормативные акты в области экспертизы, охраны и рационального использования водных ресурсов с учетом природных, санитарно-потребительских и экологических особенностей специфики развития региона. 11. При решении вопроса использования водного объекта двумя и более муниципальными образованиями в обязательном порядке проводить согласование интересов муниципальных образований, формировать бассейновую систему управления в области использования, охраны и восстановления водных объектов. Разработать и внедрить механизмы сотрудничества между муниципалитетами, которые должны обеспечивать оптимальное использование и совместное управление водными ресурсами. 12. В договорах на выделение земельных участков в личное пользование или в аренду предусматривать условия ограничения хозяйственной деятельности с указанием норм действующего законодательства и в соответствии со схемами территориального планирования. 13. Считать недопустимым отвод земельных участков массового строительства без государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологического заключения и учета общественного мнения. 14. Провести паспортизацию, классификацию водных объектов с целью корректировки региональной нормативной правовой базы для выработки правил использования и охраны водных объектов. Создать локальную нормативно-правовую базу, регламентирующую условия проживания и хозяйственной деятельности в зоне воздействия населенного пункта на водный объект. Определить санкции при нарушении условий проживания. 15. Заключить соглашения (договоры) об ответственности за охрану водных ресурсов между Правительством области и главами муниципальных образований, между главой муниципального района (городского округа) и главами муниципальных образований в него входящих (посёлков, районов), между главой муниципального образования (посёлка, района) и собственниками – юридическими и физическими лицами, проживающими и осуществляющими любую хозяйственную деятельность в водоохранной зоне. В перечень документов, прилагаемых к договору, должны войти: - индивидуальные правила о режиме использования водоохранных зон и прибрежных защитных полос водного объекта; - выписка из нормативных актов Челябинской области, определяющих порядок применения штрафных санкций к юридическим и частным лицам на соблюдение режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе. 16. На заседании Совета безопасности регулярно заслушивать информацию руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области А.И. Семенова «О состоянии и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности Шершневского водохранилища» и доклад председателя Общественной палаты В.Н. Скворцова о нарушении законодательства и интересов жителей области при осуществлении застройки водоохранной зоны Шершневского водохранилища. 17. Прекратить выдачу разрешений на строительство на земельных участках в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500м; (требование п.3.3.3.2 СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения») без централизованного водоотведения от объектов, в том числе при отсутствии ливневой канализации. 18. Не допускать подписание акта ввода в эксплуатацию жилых домов в Кременкульском сельском поселении Сосновского района в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища без очистки питьевой воды и централизованного канализования ливневых и хоз-бытовых стоков, при отсутствии надлежащих подъездных путей к пос. Западный и строящимся жилым объектам. (Ст. 38 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»). 19. Выполнить требования Главного государственного санитарного врача по Челябинской области, изложенные в письме от 11.09.2012 года № 01-10257, запретить движение транспорта в водооохранной, 200-метровой, зоне Шершневского водохранилища по грунтовым дорогам, в том числе по ул. Набережной в пос. Западный Сосновского района, не имеющей ливневой канализации, тротуаров. (На данной улице проходит ЛЭП и газопровод, несовместимые с дорогой). 20. Создать областную независимую комплексную комиссию по проверке всех построенных объектов во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, законности отводов земельных участков для жилищного и гражданского строительства и наличия при этом соответствующего обоснования, применительно к санитарной обстановке. Оценить масштаб допущенных нарушений. По результатам проверки принять меры по привлечению к ответственности нарушителей санитарного и природоохранного законодательства во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, а также принять меры по недопущению создания новых источников загрязнения данного питьевого водоема. 21. Совместно с государственными контролирующими органами, общественными организациями с выездом на место организовать проверку соблюдения экологических, санитарных требований при размещении и строительстве объектов в санитарной охранной зоне Шершневского водохранилища, начиная от плотины Шершневского водохранилища, до поселка и за поселком Западный (Сосновский р-н); совместно с компетентной комиссией провести проверку соответствия исполнения всей цепочки водоочистки и канализования ливневых и хоз-бытовых стоков, открывая и проверяя каждый фильтр и узел. 22. Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства генеральные планы развития инфраструктуры пригородных зон города Челябинска во втором поясе зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища, реки Миасс. Учесть просьбы жителей, в том числе, помимо дорог и тротуаров, о создании зелёной пригородной зоны г. Челябинска. 23. В актах территориального планирования предусмотреть: карты планируемого размещения объектов местного значения, отображающие утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов: материалы оценки возможного влияния, планируемых для размещения объектов; схемы, отображающие объекты капитального строительства, влияющие на зону с особыми условиями использования в зоне санитарной охраны питьевого водоема и реки Миасс. 24. Провести срочную инвентаризацию земель в прибрежных зонах Шершнёвского, Аргазинского водохранилищ, реки Миасс, озер Увильды, Аргази, Тургояк. 25. Привести в соответствие с действующим законодательством правоустанавливающие документы на земельные участки, оформленные с правом собственности и аренды для ведения личного подсобного хозяйства, опытно-садоводческих целей, а именно: выполнить нормативные установления, указанные в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предоставив в государственный кадастр недвижимости сведения о границах с описанием местоположения установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий - карты (плана) объекта землеустройства, направляемые в орган кадастрового учёта. 26. Установить жесткий срок разработки проекта зон санитарной охраны Шершневского, Аргазинского водохранилищ и реки Миасс в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2010 г. № 50-П «О водообеспечении Челябинского промышленного района» и Законом РФ от 21 октября 2013 года № 282-ФЗ, касающимся изменения части 16 статьи 65. 27. Учесть, что растущее потребление питьевой воды города Челябинска и его окрестностей требует применения предусмотренного варианта эксплуатации Шершневского водохранилища по формированию подпорного уровня, который будет на 80 см выше НПУ водохранилища (отметки 225 метров), следствием чего на низовых береговых участках будет подтопление на 50 метров и более от береговой линии. 28. Учесть, что напорные сети канализации на практике имеют аварийные ситуации, как это было с Первым озером в г. Челябинске, когда фекальные воды из-за аварий насосов привели к прорыву канализации и массовому заражению жителей инфекционными заболеваниями. 29. Провести анализ современного состояния водосборной площади, дать прогноз на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основании которых разработать программу экологического санитарного мониторинга за качеством воды для Шершневского водохранилища и реки Миасс в целом. 30. Разработать научно-обоснованную систему мероприятий, методов и технических средств по управлению качеством воды Шершневского водохранилища. В том числе разработать систему постоянного контроля содержания токсинов, цианобактерий и обеспечить безопасность воды для здоровья населения. 31. Разработать положение, регламентирующее порядок и формы проведения общественного экологического санитарного контроля и взаимодействия с государственными, муниципальными органами управления. 32. Для определения пригодности воды по радиологическим показателям выполнить радиационное исследование воды (расшифровка радионуклидного состава в полном объеме). По результатам этих работ просчитать запасы подземных вод в пределах выявленной зоны по категории С2 (оцененные). 33. Для переведения запасов воды в категорию С1 (разведанные, на основании которых выдается лицензия на эксплуатацию) провести разведочные работы, основными задачами которых являются: 1) пространственное прослеживание, выявленной зоны; 2) заложение разведочно-эксплуатационной скважины; 3) определение производительности скважин со сроком эксплуатации - 25 лет. 34. Провести основные виды работ, позволяющие решить поставленные задачи: - сбор, анализ и систематизация гидрогеологической информации по изучаемой территории (сбор данных по химическому составу подземных вод, построение гидрогеологической карты, получение данных, характеризующих работу дренажа и т.д.); - постановка площадных геофизических работ; - бурение разведочно-эксплуатационных скважин; - опытно-фильтрационные работы (откачка на 2-3 понижения); - гидрохимическое опробование подземных вод, дренажных вод, реки Миасс. Перед проведением всех буровых работ обязать получить лицензию на право пользования недрами для проведения поисково-разведочных работ и последующей эксплуатации. 35. Принять меры по привлечению к ответственности нарушителей земельного и экологического санитарного законодательства во втором поясе зоне санитарной охраны Шершневского, Аргазинского водохранилищ, реки Миасс, для чего принять показательные государственные меры в случае, если использование участка осуществляется с нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, или его использование приводит к ухудшению экологической санитарной обстановки. Такой земельный участок, согласно статье 285 части первой ГК РФ, должен быть изъят в порядке, установленном Гражданским кодексом. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование, и (или) кредитование. 36.Проверить использование бюджетных средств, направленных на строительство инфраструктуры указанных поселков, строительства коммуникаций и дорог. Бюджетом области и Российским Фондом РЖС вложено почти два миллиарда рублей, из них на строительство дорог около 800 миллионов рублей. Пресс-служба Общественной палаты Челябинской области