Александр Гончаров: Если предприниматель целевым образом потратил бюджетную субсидию, государство не должно требовать ее возврата
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Александр Гончаров: Если предприниматель целевым образом потратил бюджетную субсидию, государство не должно требовать ее возврата

09.08.2016

В Челябинске 3 августа председатель городской Думы Станислав Мошаров провел совещание по вопросу о мерах поддержки малого и среднего бизнеса.

В Челябинске 3 августа председатель городской Думы Станислав Мошаров провел совещание по вопросу о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, в котором приняли участие: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров, заместитель министра экономического развития Челябинской области Артем Новиков, заместитель главы города Челябинска по экономике и финансам Елена Мурзина, заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Юрий Подшивалов, представители Законодательного Собрания области, Челябинской городской Думы, предприниматели. Поводом для встречи, по словам Станислава Мошарова, стали многочисленные обращения предпринимателей по поводу требований областного минэкономразвития вернуть бюджетные субсидии, полученные на развитие производства. В некоторых случаях дело дошло уже до судебных разбирательств. «Ситуация очень сложная, она негативно отражается на состоянии инвестиционного климата в регионе», - сообщил глава городской Думы. По словам Артема Новикова, позиция областного минэкономразвития обусловлена изменениями, произошедшими в Бюджетном кодексе РФ в 2013 году. «Сегодня федеральное законодательство нам строго предписывает соблюдать условия соглашения на предоставление субсидий и предприниматель, подписывая этот документ, должен осознавать и просчитывать риски, связанные с выполнением обязательств. За три последних года у нас 40 компаний, получивших субсидии, не смогли выполнить условия соглашения, и мы требуем их возврата. Четыре компании согласились возвратить средства добровольно. Мы направили 11 исков в суд, четыре из которых уже удовлетворены. Дело в том, что сегодня пропорция средств в субсидии распределяется так: 6 процентов – доля областного бюджета, а 94 процента – федеральные деньги и региональное министерство должно контролировать соблюдение показателей», - говорит замминистра экономического развития. Отметим, что в 2014 году областное правительство определило условия предоставления предпринимателям субсидий. Во-первых, это сохранение или создание новых рабочих мест в текущем финансовом году. Во-вторых, прирост или сохранение объема налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и, в-третьих, установление размера зарплаты работников не ниже прожиточного минимума. При получении бизнесменом субсидии на господдержку с ним заключается соглашения, где перечислены все вышесказанные условия и указано, что в случае их невыполнения, он будет обязан вернуть полученные средства в бюджет. «Все зависит от самого предпринимателя - ведь очень часто человек, прекрасно разбираясь в производственных вопросах, не может правильно работать с необходимыми для финансовой господдержки документами», - замечает Елена Мурзина. «Наша компания закупила новую производственную линию, взяв для этого кредит в банке. Затем мы получили субсидию на компенсацию процентной ставки по привлеченному кредиту, но не выполнили условия соглашения с минэкономразвития всего по одному рабочему месту. По одному! При этом объем налоговых отчислений у нас превышает 50 миллионов рублей в год, - говорит директор компании, выпускающей бутилированную воду, Олег Толмачев. – Мне кажется, что министерству, при выдаче субсидий, разумнее применять другую оценку эффективности. К примеру, банк, в котором мы кредитуемся, берет горизонт планирования и оценки в 5 лет, а государство всего лишь в один финансовый год. При этом монтаж той же линии занимает порядка 6 месяцев, затем надо обучить персонал, продвинуть новый ассортимент товаров, что тоже требует времени. Ситуация меняется год от года, если в один период мы выплачивали тело кредита, погашали проценты по нему, у нас показатели были не блестящие, то на следующий отчетный период все хорошо». Его поддержал предприниматель Геннадий Нечаев, владелец фирмы, производящей оборудование для нефтегазового сектора. «Когда мы получали господдержку на приобретение оборудования, были благоприятные условия работы, а потом наступил спад. Заказов стало меньше, а наши заказчики – крупные компании - стали практиковать отсрочку платежа на 120 дней. Когда бюджетные деньги поступили, у нас работало 29 человек. Через год осталось 25, причем с некоторыми мы расстались из-за дисциплинарных нарушений, но теперь в штате компании 35 человек и средняя зарплата – 17 тысяч рублей. У нас нет задолженности ни по выплате зарплаты, ни по налогам. Возможно, с позиций «буквы закона», мы виноваты – показатели по рабочим местам не выполнили, но ведь субсидия потрачена целевым образом. Производство модернизировано», - рассказывает свою историю предприниматель. Сейчас он судится с минэкономразвития области, которое требует вернуть средства. Отметим, что сейчас региональное министерство выдает несколько видов субсидий малому и среднему бизнесу. На конкурсной основе средства предоставляются на уплату процентов по кредитам и на приобретение оборудования для модернизации производства. В рамках заявительного порядка субсидии предприниматели могут получить на уплату первого взноса по договорам лизинга, на реализацию социально ориентированных предпринимательских проектов, на осуществление проектов в сфере народных промыслов. «Субсидии предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Например, на возмещение затрат на уплату аванса по договорам лизинга. Единственная реальная причина, по которой государство может требовать у предпринимателя возврата субсидии – это нецелевое расходование средств, - уверен бизнес-омбудсмен Александр Гончаров. – Если бизнесмен получил субсидию и потратил ее на другие цели, не указанные в соглашении, то в таком случае он виноват и должен вернуть деньги обратно. Других причин быть не должно. Условия соглашения о предоставлении субсидий, обязывающие предпринимателя сохранять рабочие места или повышать налоговые отчисления и так далее, не должны быть основными параметрами, по которым министерство оценивает, эффективно предприниматель потратил деньги или нет. Они могут быть в рамках пожеланий, но не более, ведь субсидия выдается под конкретный проект. Если он реализован, к предпринимателю никаких претензий быть не должно. Если не реализован, тогда разбирательства и требования возврата обоснованы. Но требовать вернуть деньги с добросовестных предпринимателей, запустивших новые производства или компенсировавших фактически понесенные затраты и т.д., но не выполнивших министерские нормативы, нельзя. В настоящее время мы изучаем судебную практику, опыт других регионов и ищем пути и механизмы защиты добросовестных предпринимателей. Также, думаю, целесообразно рассмотреть вопрос о резерве возвращенных субсидий в бюджете на будущий год для целей последующего предоставления предпринимателям». По информации бизнес-омбудсмена, судебная практика, связанная с требованием возврата субсидий предпринимателям, неоднозначная. Сегодня в Челябинской области, пока правда только по одному иску, суд встал на сторону предпринимателя. Но, к примеру, в Карелии уже четыре предпринимателя выиграли суды, а остальные иски отозвала уже сама администрация. «Нам надо взять эту судебную практику на вооружение, а также внимательно изучить условия соглашений, по которым южноуральским предпринимателям предоставляются субсидии. И вдобавок к этому, необходимо пересмотреть еще один момент: сейчас, предприниматель, у которого отзывают субсидию, лишается права на получение господдержки в течение трех лет. Я считаю, что это неправильно и ситуацию надо менять. Нельзя забывать, что право на господдержку имеют инвесторы, реализующие проекты, и отбирать это право, значит оказывать неблагоприятное воздействие на инвестиционный климат региона», - обозначил свою позицию бизнес-омбудсмен. По словам заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Юрия Подшивалова, при проведении проверок они сталкиваются с фактами нецелевого использования государственной поддержки предпринимателями. «Проблемы имеются с обеих сторон, но бизнес ставится в заведомо невыгодную ситуацию тем, что субсидия ему предоставляется в конце декабря – практически за три дня до наступления нового года. Как он может выполнить условия соглашения за такой срок? Я считаю, что их надо пересматривать», - высказал свое мнение Юрий Подшивалов. Участники совещания в итоге решили, что предпринимателям необходимо объяснять их право на оспаривание в суде требований возврата субсидии, а также оказывать юридическую поддержку, прежде всего со стороны бизнес-омбудсмена. Помимо этого Челябинская городская Дума может выйти с инициативой в Законодательное собрание региона о пересмотре условий соглашения по субсидированию, обозначенные в федеральном законодательстве (изменение сроков предоставления средств, перенос отчетного периода). В 2015 году, согласно данным сайта областного минэкономразвития, заявки на получение субсидий подали 205 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых 99 было отказано. Всего было выдано 110 субсидий на общую сумму почти 130 миллионов рублей (9,4 миллиона – из областного бюджета, 123,3 миллиона – из федерального). В этом году заявки на получение субсидий еще не принимались, поскольку Минэкономразвития РФ подписывает соответствующий приказ только в конце июля. По материалам пресс-службы Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области