В соответствии с 76 Федеральным законом от 2008 года ОНК осуществляют общественный контроль и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Под этот закон попадают и несовершеннолетние, находящиеся в специальных учебно – воспитательных учреждениях закрытого типа, подведомственных системе образования.
Все основные цели и задачи спецшколы закрытого типа направлены на реабилитацию подростков, совершивших правонарушения, с целью их дальнейшей социальной адаптации в обществе. А для этого, прежде всего, необходима коррекция направленности личности, переключение ребенка на ситуации, в которых он может быть успешным и, при этом, социально одобряемым.
Круглосуточный контроль за воспитанниками со стороны взрослых, режим дня, здоровый образ жизни, полноценный рацион питания, безусловно, играют свою огромную положительную роль. Но смена направленности личности подростка невозможна без положительных жизненных примеров и в полной изоляции от общества. Конечно, большое значение в воспитательном процессе имеют педагоги и сотрудники спецшколы, но этого недостаточно.
Поэтому стало значимым во взаимодействии общественной наблюдательной комиссии Челябинской области с Челябинской областной спецшколой закрытого типа не только контролирующие посещения, а участие членов ОНК в жизнедеятельности детского коллектива с привлечением людей, которые могут быть уважаемыми и авторитетными для мальчишек. И это, конечно, прежде всего мужчины с положительным жизненным опытом, как правило, прошедшие службу в армии, участники боевых действий, ветераны, имеющие заслуженные награды и просто уважаемые люди в нашем обществе.
В рамках длительного взаимодействия ОНК со Спецшколой выстроилась следующая схема форм совместной деятельности, которая позволяет членам общественной наблюдательной комиссии не ограничиваться исполнением исключительно контролирующих функций, а выступать для воспитанников спецшколы в роли наставников и просто добрых друзей.
За все годы данного взаимодействия стало обязательной традицией совместное празднование календарных дат, важных как для Спецшколы, так значимых и для Вооруженных Сил России, таких как День воздушно - десантных войск и День военного разведчика.
При этом, особое значение в воспитании социально ответственной личности имеют Уроки мужества, где ветераны рассказывают о службе в армии, делятся своим боевым опытом. Ведь, когда детям рассказывает об этом учитель –это одно, а когда приходит человек в военной форме, с боевыми наградами и в кругу пацанов просто рассказывает о своей жизни (как было трудно, чего добились) – это уже совсем другое и мальчишки воспринимают таких людей с уважением, с большим интересом, делая для себя лично соответствующие положительные выводы.
Кроме праздничных мероприятий на базе Спецшколы мы стали чаще практиковать и организовывать выезды воспитанников за пределы нашего учреждения. Конечно, это происходит при поддержке Министерства образования и науки Челябинской области как учредителя образовательной организации. Это мероприятия спортивной направленности, развлекательного характера, профориентационные экскурсии, выезды в рамках гражданско – патриотического воспитания.
Особенно важным в успешной социализации наших мальчишек стало то, что они наравне с другими детьми принимают участие в разных мероприятиях районного, городского, областного, всероссийского и даже международного уровней (как онлайн, так и офлайн). Участвуют в спортивных соревнованиях и смотрах –конкурсах, зачастую занимая призовые места.
А в последнее время даже стали сами проводить мастер – классы (трудовой направленности и начальной военной подготовки) для детей из семей и социальных учреждений.
Так же большое значение для наших воспитанников имеют встречи и сотрудниками аппарата Уполномоченных по правам человека и правам ребенка. Мальчишки стали верить в то, что их судьба небезразлична государству, что им всегда помогут в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, если в Спецшколе здоровая обстановка, которая ограждает наших подопечных от негативного воздействия со стороны, то конечно же вызывает тревогу их жизнь и судьба после спецшколы, ведь они возвращаются в ту же среду, откуда к нам пришли. Поэтому, кроме работы с семьей, мы взаимодействуем с территориальными органами системы профилактики по месту жительства воспитанников, стараемся активно принимать участие в дальнейшем жизнеустройстве выпускников Спецшколы. Были случаи, когда мы при определении социально – правового статуса ребенка выходили с исками по лишению родительских прав и содействовали в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Четверым из областных детей – сирот мы помогли в получении жилья на территории города Челябинска. Двоим из них оказали содействие при поступлении в УралГУФК для получения высшего образования (в настоящее время один уже на втором курсе, второй парень поступил в прошлом году на первый курс).
Так же, на сегодняшний день 15 выпускников спецшколы проходят службу в ВС РФ, из них 6 человек находятся в зоне СВО. 1 воспитанник за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, награжден знаком отличия ордена святого Георгия – георгиевским крестом IV степени.
Так же, практика показала, что, в случае неблагоприятной обстановки дома, лучше, когда воспитанник остается на добровольное продление срока пребывания с целью закончить 9 классов, ведь за это время он не только получает основное общее образование, но и становится взрослее, умнее и самостоятельнее. А у нас больше времени для изменения направленности личности в положительную сторону, ведь это в дальнейшем формирует умение противостоять негативным внешним факторам и сделать правильный выбор в своей жизни.