Интернет все помнит: как не нарушить авторские права и защитить свои?
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Интернет все помнит: как не нарушить авторские права и защитить свои?

18.04.2024

16 апреля комиссия Общественной палаты Челябинской области по развитию информационного общества, массовым коммуникациям и медиабезопасности провела мероприятие, на котором обсудила тревожную тенденцию, связанную с растущим количеством исков к СМИ за нарушение авторских прав на фото-контент.

За последние два года в Челябинской области были поданы десятки заявлений, связанных с нарушением авторского права на изображения. В качестве ответчиков чаще всего выступают СМИ, но есть в этом списке и рекламные агентства, а также производственные компании. Запрашиваемые суммы компенсаций варьируются от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей.

Чтобы разобраться в острой теме, а также с целью профилактики штрафов, которые ложатся существенным финансовым бременем на редакции, комиссия Общественной палаты по развитию информационного общества, массовым коммуникациям и медиабезопасности провела круглый стол с участием экспертов и представителей СМИ региона.

По словами спикера, медиаюриста с многолетним стажем Анны Тарловой, ключевая причина, по которой такие иски становятся возможными — это несоблюдение правовой гигиены участниками рынка.

«Современное законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности действует в РФ только с 2008 года. К сожалению, правовая грамотность пользователей в этой сфере даже на сегодняшний день находится на невысоком уровне. В совокупности с развитием технологий, позволяющих легко получать доступ к результатам интеллектуальной деятельности, это приводит к увеличению числа нарушений, и как следствие к росту судебных споров по данной категории дел», — рассказала Анна Тарлова.

Для предотвращения новых прецедентов в рамках встречи эксперт сформулировал для редакций общие требования безопасности.

Одним из вариантов обеспечить легитимность использования контента является сотрудничество в фотобанками (фотостоками). Однако, с 2022 года мировые площадки по дистрибуции фото-контента и международные платежные системы, позволяющие продавать и покупать изображения, покинули российский рынок, что существенно осложнило ситуацию.

На круглом столе присутствовала директор по развитию российского фотобанка «PressFoto» Екатерина Чащина. Созданный в 2005 году фотобанк временно прекращал свою работу, но в 2022 году именно по просьбе клиентов и авторов возобновил ее.

«Основная наша задача соединять и учитывать интересы всех сторон и участников рынка дистрибуции контента, как авторов, так и брендов. Мы выступаем неким медиатором, который занимает такую равновесную позицию между соблюдением и защитой интересов наших покупателей и авторов, — отметила она. Кроме того, как отечественный сервис мы обеспечиваем беспроблемную оплату и документооборот, который соответствует требованиям, предъявляемым к отчетности юридических лиц».

«Лучшее решение проблемы — это не дать ей возникнуть. Поэтому мы решили собрать представителей СМИ, обратить их внимание на риски, дать инструменты профилактики, познакомить с существующими возможностями. Еще одной целью круглого стола является консолидация профессионального сообщества. Так как сейчас компании, использующие низкую правовую грамотность и особенности законодательства, с легкостью выигрывают еще и от того, что ответчики не имеют достаточных знаний и ресурсов, разобщены, а, следовательно, не могут адекватно противостоять истцам», — подвела итог председатель комиссии по развитию информационного общества, массовых коммуникаций и медиабезопасности Алла Ципордей.