Рабочая группа по законодательству Общественной палаты рассмотрела опыт Республики Мордовии и подготовила проект регионального закона «О запрещении склонения к искусственному прерыванию беременности и пропаганды искусственного прерывания беременности на территории Челябинской области», а также предложения по внесению изменений в закон Челябинской области № 584-ЗО «Об административных правонарушениях Челябинской области».
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030 годы ставит одной из целей снижение количества абортов, повышение уровня репродуктивной культуры населения.
При разработке законопроекта рабочая группа Палаты опиралась в том числе на:
— Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, которая определяет в качестве одной из основных целей сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;
— Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, где прерывание беременности характеризуется как один из факторов, влияющих на здоровье женщины;
— Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая указывает на необходимость достижения роста рождаемости и признает высокое число абортов одной из причин низкого уровня рождаемости.
«Важно, что в законопроекте прописано о запрете пропаганды абортов и склонения к абортам путем уговоров, шантажа и обмана. Дано понятие пропаганды: “пропаганда искусственного прерывания беременности, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование положительного отношения к искусственному прерыванию беременности или желанию совершить искусственное прерывание беременности, а также информации, отрицающей опасность искусственного прерывания беременности для жизни и здоровья беременной женщины”.
Не стоит опасаться проблем в применении такого термина, как “пропаганда”, поскольку он давно вошел в законодательную и правоприменительную практику. Более того, в рассматриваемом законопроекте есть четкое понятие, которое дает возможность “разделить” пропаганду и, например, информирование», — объяснил заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области, руководитель рабочей группы по законодательству Общественной палаты региона Вячеслав Курилин.
Предложенный законопроект будет рассмотрен профильным комитетом, после чего будет принято решение либо о внесении инициативы на рассмотрение Законодательным Собранием или о необходимости доработки.