В Копейске обсудили механизмы общественного контроля в сфере ЖКХ
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

В Копейске обсудили механизмы общественного контроля в сфере ЖКХ

17.07.2020

В Копейске (Челябинская область) обсудили механизмы общественного контроля в сфере управления многоквартирным домом. Впрочем, на круглом столе, участниками которого стали члены общественных палат области и города, представители мэрии, Госжилинспекции, министерства тарифного регулирования, затронули даже более широкий круг вопросов, в том числе порядок формирования тарифов на услуги ЖКХ, федеральные, региональные и местные программы, реализуемые в Копейске и работу в системе «ГИС ЖКХ». Подробнее – в материале Агентства новостей «Доступ».

Модератором встречи выступил Денис Шаймуратов, член комиссии Общественной палаты Челябинской области по градостроительной деятельности и жилищно-коммунальным вопросам, председатель АНО по контролю за жилищно-коммунальным хозяйством «Коммунальный контроль».

«По сути, круглый стол был организован с целью поделиться с копейскими общественниками методами реализации определенных механизмов установления общественного контроля в сфере ЖКХ, а также помочь наладить взаимодействие между активистами и администрацией городского округа. Поскольку если в одиночку практически каждый был на приеме у руководителей администрации, то полноценного диалога между ними как структурами не было никакого», – прокомментировал необходимость такой встречи Денис Шаймуратов.

И круглый стол отчасти был похож на некий мастер-класс по выстраиванию диалога, по умению перейти от частного к общему, вычленить проблему и нащупать коллегиально пути ее решения. И еще немного – на ликбез: представители министерств и ведомств дали разъяснения по насущным вопросам, с тем чтобы общественники могли грамотно и обоснованно донести до населения нюансы таких сложных проблем, как, например, ценообразование в ЖКХ.

Так, начальник управления ценообразования в энергетическом комплексе министерства тарифного регулирования и энергетики региона Сергей Сапин очень простыми словами рассказал, из чего складываются тарифы на коммунальные услуги и почему они так разнятся в разных территориях одной только Челябинской области. «Тарифы на коммунальные услуги, это теплоснабжение, которое в платежке каждого имеет основной вес, водоснабжение, вывоз мусора – они рассматриваются и утверждаются индивидуально для каждой организации. Нет понятия "средний тариф". Каждая организация работает в своих условиях, у каждой свое хозяйствование, свои затраты. Где-то оборудование новое – следовательно, затраты ниже. Где-то старое неэффективное оборудование, может, уже не надо платить налог на имущество, например, но нужны затраты на ремонт, нет автоматизации, а значит, больше людей работает, где-то потребители ближе к источнику и меньше затрат на транспортировку, меньше сетей, а где-то, наоборот, потребители разбросаны, удалены, соответственно, при вроде бы даже сопоставимых объемах потребления – совсем разные затраты на то, чтобы этот ресурс до потребителя донести. Именно поэтому для каждой организации тариф всегда устанавливается, рассчитывается с нуля, исходя из условий ее работы», – подчеркнул Сергей Сапин.

Он отметил, что есть и общие факторы – инфляционные, то есть индексы изменения цен на следующий год, которыми руководствуется Минтариф, но они не столь существенны в структуре тарифа. «Так, когда мы разрабатывали тарифы на 2020 год, утверждался, в частности, рост цен на электроэнергию на 5,6%, на природный газ – на 3%, на эксплуатационные затраты (ремонты, зарплаты и т.д.) инфляционный рост предусматривался на уровне также 5%», – рассказал эксперт, добавив, что тарифы в России традиционно меняются с 1 июля, а вот с 1 января тариф повышаться не может – зато может быть понижен.

«Здесь надо понимать. С одной стороны, тарифы утверждаются на финансовый год, с 1 января, идет разбивка по полугодиям: с 1 января по 30 июня и с 1 июля по 31 декабря. Но при этом есть прямая норма о том, что тарифы с 1 января увеличиваться не могут по сравнению с тарифом, который действовал по состоянию на 31 декабря. Снижаться они могут. Если рост происходит – он происходит с 1 июля», – подчеркнул Сергей Сапин.

С 1 июля 2020 года тарифы выросли: за электрическую энергию, в среднем, на 3,5%, отопление – 3%, ГВС – 3,8%, ХВС – 4,6%, водоотведение – 5,1%, газ – 3,6%, обращение с ТКО – 1,3%.

Ограничения изменения тарифов, по словам Сапина, не существует, зато существует ограничение на рост оплаты граждан – то есть совокупности платы за все виды коммунальных услуг: «С 1 июля 2020 года предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в ЧО – 3,6%. При этом рост оплаты по отдельной услуге может быть как ниже, так и выше. У нас в Челябинской области с 2013 года существует следующий механизм обеспечения ограничения роста платы граждан – это установление льготных тарифов на тепловую энергию, поскольку именно тепло составляет в платежке жителя наибольший вес. Льготный тариф – это нагрузка на областной бюджет, потому что для организации экономически обоснованный тариф устанавливается, исходя из условий ее хозяйствования, и если не будет компенсации из бюджета, получится, организация недополучит деньги, необходимые для работы. На 2020 год цена вопроса 3,3 млрд рублей».

Исполняющая обязанности начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Элла Никитина также разъяснила ряд вопросов, касающихся выбора управления многоквартирным домом, взаимодействия управляющей компании с ресурсо снабжающими организациями, порядка работы с обращениями в ГЖИ и отображения информации в системе «ГИС ЖКХ», а также порядка общественного контроля за деятельностью УК.

Прежде всего, Элла Никитина напомнила, что по своим функциям и задачам Государственная жилищная инспекция – контрольно-надзорный орган, в полномочия которого входит контроль за организациями, ведущими деятельность в жилищной сфере. «Наши полномочия условно можно разделить на три блока: технический, экономический и юридический. Технический блок включает в себя, в частности, контроль за содержанием общего имущества – подъездов, крыш, чердаков, качеством оказания жилищно-коммунальных услуг. Экономический блок – это, прежде всего, проверка начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги, и юридический – это, в том числе, контроль легитимности собраний собственников жилья, а также лицензирование управляющих компаний», – отметила Элла Никитина.

Она отметила, что обычно мера воздействия Госжилинспекции на недобросовестные действия «управляек» – это проверки с последующей выдачей предписания об исправлении нарушений. Так, за 2019 год в ГЖИ поступило обращений от граждан и юрлиц на 11% больше, чем в 2018 – 28 125 против 25 036. «В Челябинской области больше 22 тыс. многоквартирных домов – получается, больше чем одно обращение на дом. Между тем, штат сотрудников ГЖИ – 76 человек, из них инспекторов – 60. В ходе плановых и внеплановых проверок в 2019 году обследован жилищный фонд площадью 5,8 млн кв. метров, проведено 3 467 проверок. По результатам проверок оформлен 7 141 акт, выдано 3 932 предписания, 619 предостережений и составлено 1 466 протоколов. В первом полугодии 2020 года проведено 1 646 проверок, предписаний выдано 836, протоколов составлено 259, предостережений – 603», – пояснила Элла Никитина.

Меньшие цифры объясняются тем, что в связи с пандемией наложен мораторий на плановые проверки. «Какие-либо подобные мероприятия пока возможны только по согласованию с прокуратурой, когда полагаем, что есть угроза жизни и здоровью  граждан либо уже случилось причинение вреда, ущерба. Мы подавали 81 заявление на проверки с апреля по июнь, в 27 случаях прокуратура с нами не согласилась, – отметила она, призвав граждан жаловаться через систему “ГИС ЖКХ”. – Прошу обратить внимание и донести до наших граждан: при обращении в электронном виде через сайт ГЖИ проверки не проводятся! Это установлено законодательством, и прокуратура может наказать инспектора как за незаконно проведенную проверку. Просим население обращаться через “ГИС ЖКХ”. Эта система создана именно для граждан. Плюс там можно узнать всю информацию по своему дому – и о способе управления, увидеть протоколы и скан-образ лицензии УК. И можно обратиться в любой орган, который поставляет информацию в эту систему».

Общая сумма начисленных административных штрафов за 2019 году составила почти 30 млн (в 2018 – 31,3 млн), за первое полугодие 2020 – 6,8 млн рублей, однако штрафы, по словам руководителя ГЖИ, не самоцель. «Эффективная работа – это профилактические меры воздействия на УК. За 2019 год в результате нашей деятельности сумма перерасчетов платы за жилищно-коммунальные услуги по предписаниям составила 33 млн рублей (в 2018 году – 24,8 млн), за первое полугодие 2020 – 13,6 млн», – отметила Никитина.

Штрафы за неисполнение предписания ГЖИ для лицензиата (таких УК в Челябинской области около 500) составляют от 150 до 300 тыс. рублей, для тех, у кого лицензий нет (ТСЖ, например), штрафы на порядок ниже, до 40 тыс. рублей. Крайняя мера – лишение лицензии, но для этого УК надо хорошо «постараться»: грубо нарушить лицензионные требования в части начисления платы за ЖКУ либо допустить нарушения, повлекшие вред здоровью или смерть гражданина.

«Основание для лишения УК лицензии – невыполнение повторных предписаний. Сначала дом исключается из лицензии – это долгая процедура. Когда у такой УК исключается из лицензии 15% площади от всей находящейся в управлении, тогда только возможно обращение в суд по решению о лишении лицензии. Чем больше домов у УК, тем тяжелее ее лишить лицензии», – признает Элла Никитина.

При этом получить лицензию на оказание жилищно-коммунальных услуг достаточно легко, негодуют общественники, процедура усложнилась в разы. А нужно бы наоборот! И по словам Никитиной, ряд шагов в этом направлении Федерация уже сделала: «Обсуждаем, что надо на сегодняшнем этапе усложнить процедуру получения лицензии. Сегодня нужны лишь наличие квалификационного аттестата, отсутствие судимости, госпошлина и практически все. Сейчас на уровне Федерации будут  разрабатываться изменения в соответствующие правовые акты, чтобы УК имела определенный профессиональный штат, определенную материально-техническую базу, а не просто стол-стул и все. Нас услышали. Думаю, будут внесены изменения».

Что касается упрощения процедуры лишения лицензии, это пока дело более  отдаленного будущего, полагает эксперт.

По мнению Эллы Никитиной, большинство вопросов, о которые сегодня ломаются копья, легко можно было бы снять, если бы во всех многоквартирных домах действовали советы собственников МКД. «Это одна из форм общественного контроля на отдельно взятом доме, представители дома, уполномоченные всеми жильцами на взаимодействие с УК, на организацию текущего ремонта. Совету предоставлено право контролировать все работы и подписывать акты работ. И из практики, дома, где активные советы, активный председатель – там порядок, от них практически не поступает жалоб», – рассказала Никитина.

Чтобы не было разночтений, что, кто и кому должен, она посоветовала ознакомиться с обязательным приложением к договору управления – перечнем работ и услуг, где должны быть прописаны наименование, объем и стоимость работ. «Вот отсутствие такого перечня – нарушение. В квитанции они не печатаются, но посмотреть их может любой. Житель может обратиться в УК, но если он зарегистрирован в Госуслугах, у него есть подраздел, посвященный ЖКХ, и там можно найти этот перечень», – сказала она. 

Другой механизм общественного контроля – это общественные жилищные инспекторы. «В ГЖИ Челябинской области разработано положение об общественных инспекторах. Основная цель данного института – разъяснительная работа среди населения. Чтобы стать общественным инспектором, надо пройти определенные этапы, пройти собеседование, обучение и тестирование. Для понимания уровня тестов – они аналогичны тем, что определены для получения квалификационного аттестата директорами УК при получении лицензии. При успешной сдаче этих тестов выдаем удостоверение. На сегодня в области действуют 20 жилищных инспекторов – в Челябинске, Миассе, Златоусте и Чебаркуле», – отметила Элла Никитина и пригласила активных копейчан, председателей советов МКД на обучение. Это бесплатно. Положение об институте общественных инспекторов можно изучить на официальном сайте ГЖИ.

Присутствовавший на круглом столе глава Копейска Андрей Фалейчик отметил «гиперактуальность» обсуждаемой темы и необходимость усиления разъяснительной работы: «И население, и даже мы с вами не в полной мере знаем те вопросы, те направления действий, которые необходимо предпринимать в различных ситуациях, связанных с управлением многоквартирных домов. Недостатки есть в работе и управляющих компаний, и иных организаций. Зачастую основная масса вопросов – по начислениям, но это отдельная тема. По "Городской среде" – программа достаточно эффективная, не один год действует, но до сих пор слабо информировано население о порядке вхождения в программу. Вот это большой минус, и я предлагаю отдельно все-таки рассмотреть порядок вхождения в программу и донести еще раз до жителей, что, в первую очередь, инициатива должна исходить от жителей, а готовить соответствующие документы должна управляющая компания, которая и должна находиться в диалоге с гражданами. Надеюсь в плане усиления разъяснительной работы именно на членов Общественной палаты города. Предлагаю ввести в систему подобные встречи. Мы, со своей стороны, готовы участвовать», – подчеркнул глава Копейска.

Подводя итоги круглого стола,  член комиссии Общественной палаты Челябинской области по градостроительной деятельности и жилищно-коммунальным вопросам Денис Шаймуратов отметил, что встреча стала, по сути, пробным шаром, а множество вопросов от местных общественников показали, насколько такой формат взаимодействия с властью востребован. «Участники встречи подходили с благодарностью за организацию круглого стола, отмечали, что какие-то темы стали более понятны, вопрос ЖКХ всегда очень болезненный в любой территории, тем более в таком "растянутом" городе, как Копейск, где очень много ветхого жилья, где на поселках люди порой живут безо всяких удобств и так далее. За один год накопленные десятилетиями проблемы не решить, и хотя, конечно, работы предстоит еще немало – начало положено».