В детские реанимации Южного Урала пустят не всех
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

В детские реанимации Южного Урала пустят не всех

14.06.2019

Проблемам обеспечения совместного пребывания родителей в детских отделениях реанимации и интенсивной терапии Южного Урала был посвящен очередной круглый стол, организованный Общественной палатой Челябинской области. Как передает присутствовавший на встрече корреспондент агентства «Урал-пресс-информ», свое мнение о целесообразности и возможности создания открытых детских реанимаций на Южном Урале высказали общественники, родители, представители министерства здравоохранения, практикующие врачи, психологи и активисты благотворительных организаций. Все собравшиеся констатировали, что родители и их законные представители имеют право находиться рядом с тяжелобольными детьми даже в палатах интенсивной терапии, но это не должно создавать дополнительные риски и причинять неудобств.

По словам заместителя председателя Общественной палаты Челябинской области, доктора медицинских наук Марины Москвичевой, в силу вступил подписанный президентом РФ Владимиром Путиным Федеральный закон №323, обязывающий медицинские учреждения допускать родителей и их законных представителей в детские реанимации, обеспечивая их круглосуточное нахождение рядом с детьми.  При этом порядок посещения и пребывания родителей в детских палатах интенсивной терапии должен быть определен специальным приказом министерства здравоохранения России.

Актуальная проблема присутствия родителей при реанимации детей была поднята в 2016 году актером и руководителем детского благотворительного фонда Константином Хабенским, задавшим вопрос Владимиру Путину.

Еще до вступления в силу нового закона пилотные проекты «Открытая детская реанимация» начали реализовываться в ряде регионов России, включая Москву и Приморский край. Пока только в треть из более 700 детских реанимаций страны на восемь тысяч 350 коек свободно допускают родителей. При этом решение о допуске принимается индивидуально на уровне главного врача или заведующего отделением интенсивной терапии.

Длительная изоляция больного ребенка от близких людей может нанести и ему, и его родителям глубокие психологические травмы. Научно доказано, что в присутствии родных процесс выздоровления идет быстрее. В мировой современной медицине совместное пребывание детей и родителей в отделениях интенсивной терапии уже становится стандартом работы.

 «На Южном Урале есть опыт посещения (не пребывания) родителей лишь в некоторых детских реанимациях по определенным графику и правилам, но это не предается огласке, и многие родители не знают об этом праве», - сообщила заместитель председателя комиссии ОП по социальной политике и вопросам здравоохранения Оксана Кирюшина

По инициативе общественных благотворительных организаций - АНО «Союз родителей» и ЧРОО «Солнечный день» - ведется конструктивный диалог между родительской и медицинской общественностью, планируется организовать обучающие семинары и тренинги, изыскивать средства на обеспечение комфортного пребывания родственников в детских медицинских учреждениях. Чтобы находиться рядом с больным ребенком, родителю не так много надо: стул, переносную ширму, одноразовый халат, шапочку, бахилы, маски и средства дезинфекции, а также минимальные условия для питания и круглосуточного проживания. Для родителей разработаны специальные рекомендации и правила совместного пребывания в детской реанимации.

«Детская реанимация - это настоящий ад как для пациентов и их родственников, так и для медицинского персонала, - заявила главный врач ГБУЗ ЧОДКБ, главный педиатр министерства здравоохранения Челябинской области Галина Киреева. - Часто отделение интенсивной терапии становится последним рубежом между жизнью и смертью. Сегодня в медицинских учреждениях Челябинской области имеется всего 176 детских реанимационных коек, которые никогда не пустуют. Только в реанимации Челябинской областной детской клинической больницы через 38 имеющихся мест за год проходят свыше полутора тысяч маленьких пациентов, большей частью онкогематологических.  Детям постоянно приходится делать довольно болезненные манипуляции. Не все родители могут выдержать это зрелище. Нередко отцы и матери маленьких пациентов просто падают в обморок, и уже им самим требуется неотложная медицинская помощь. А слезы, истерики и тяжелые психологические травмы здесь обычное дело, поэтому с родителями постоянно работают профессиональные психологи.  Мы готовы открыть двери реанимации, но войти в них реально способны не более десяти из тысячи родителей. Уход за тяжелобольным ребенком требует огромного терпения, знаний и профессионализма. В реанимации действует специальный стандарт взаимодействия врачей и медсестер с родителями пациентов. Родственники умирающих и нуждающихся в паллиативной помощи имеют возможность находиться с ними рядом до самого конца».

«Совместное пребывание родителя с ребенком - глобальная проблема, возникающая еще в родильном доме, - высказал своем мнение член Общественной палаты региона, ректор Челябинского медицинского университета Илья Волчегорский. - Новорожденного прикладывают к груди матери и уносят, чтобы роженица могла отдохнуть, несколько дней мать видит дитя только в часы кормлений. Совсем недавно совместное пребывание в палате роддома матери и новорожденного, а также присутствие на родах отца было редкостью. Обеспечить круглосуточное пребывание родителей в детских реанимациях возможно, но это потребует огромных средств, которых пока нет. В нынешних стесненных условиях детских отделений интенсивной терапии присутствие родителей создает серьезные проблемы. У матери может случиться сердечный, аллергический или нервный приступ, тогда врачу придется выбирать, кого спасать в первую очередь, -  ребенка или его родственников. К тому же присутствие в общей палате интенсивной терапии родителей многократно усиливает риск возникновения опасных внутрибольничных инфекций. Не исключено, что некоторые родители будут пытаться вмешиваться в работу медперсонала, а это чревато серьезными последствиями.  Родители и священники могут допускаться в детские реанимации круглосуточно, но находиться здесь постоянно им не стоит. Процесс реанимации может занимать от нескольких часов до нескольких лет. Иногда родителям достаточно просто осознания того, что они смогут навестить своего ребенка в реанимации в любое время».

Детский омбудсмен Челябинской области Ирина Буторина заявила, что проблема открытости реанимаций должна решаться не революционным, а эволюционным путем.

«Добиваясь реализации своих прав, родители нередко забывают о правах собственных и чужих детей. Далеко не всегда круглосуточное присутствие в отделениях интенсивной терапии родственников пациентов идет на пользу больным. Каждую ситуацию необходимо рассматривать индивидуально, чтобы не ущемить права детей, конструктивный диалог между родителями и медиками должен быть продолжен», - сказала она.