Экоактивисты пришли в мэрию «не по адресу». Однако это не снимает ответственности с властей. Отсутствие инструментов влияния на экологию — отчасти это результат бездействия гордумы, считает эксперт.
В Челябинске продолжают обсуждать «штурм мэрии» экоактивистами в День Конституции. Одни критикуют главу города и его пресс-службу за то, что те оказались не готовы и импровизировали на ходу, хотя об акции стало известно как минимум за сутки. Другие называют это сомнительной пиар-акцией, которая только помогла властям поднять свой рейтинг. А федеральные СМИ и вовсе заявили, что ничего не было, посмотрев на город через камеры видеонаблюдения.
О том, почему общественники пришли не по адресу и кто виноват в бессилии, рассуждает председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Челябинской области Андрей Минченко:
— Произошедшее не является стихийным протестом. Это четко спланированная политическая провокация, нацеленная на дестабилизацию обстановки в регионе и на широкий медийный резонанс.
Во-первых, акция проведена заведомо не по адресу. У челябинской мэрии сегодня нет вообще никаких полномочий в сфере охраны состояния атмосферного воздуха. То есть с тем же успехом можно было «ворваться с требованиями» в аэропорт, торговый центр или в «Спортлото». Вот только тогда не возникло бы шумихи в СМИ, это просто восприняли бы как чудачество.
Во-вторых, об отсутствии полномочий у мэрии отлично знали руководители «эко»-движений, являющиеся квалифицированными юристами. То есть они заведомо обманули своих последователей, воспользовались болью людей в своих политических целях, направили их по ложному пути ради хайпа. Это далеко не первый случай бессовестного обмана челябинцев со стороны политизированных «эко»-движений, но люди продолжают им верить, поскольку властям они доверяют ещё меньше.
В-третьих, произошедшее может иметь гораздо более серьезные последствия. Челябинские «эко»-политтехнологи создали прецедент почти силового вторжения группы провокаторов и обманутых ими граждан в здание властной структуры. С одной стороны, это удобный повод для прочих представителей «пятой колонны» по всей стране повторить такой опыт. А с другой, для власти это сигнал к усилению барьеров.
То есть вместо того, чтобы развивать конструктивный диалог, который начался год назад и уже даёт результаты, псевдоэкологи вновь спровоцировали конфликт и противостояние.
Все вышесказанное, однако, нисколько не снимает ответственность с мэрии за данный инцидент.
Вне зависимости от сферы полномочий, городские чиновники обязаны вести постоянный содержательный диалог и взаимодействие с населением, в том числе и по всем болевым точкам. Однако мэрия полностью игнорирует эту задачу, всё делает молча, никого не спрашивая, ставя горожан перед фактом. Вот теперь и их самих поставили перед фактом – что посеешь, то и пожнёшь.
Кроме того, отсутствие инструментов влияния на экологическую обстановку у мэрии – отчасти это результат бездействия депутатов Челябинской городской думы. Они вполне могли бы принять муниципальные программы по контролю и управлению ситуацией, в том числе по координации работы ведомств и общественных объединений, а также в части муниципальной налоговой политики.
В отличие от чиновников, депутатов выбираем именно мы с вами. И нужно добиваться от них эффективной работы, иначе они действуют только в своих личных интересах.
Теперь об экологической ситуации.
Заявления псевдоэкологов о бездействии властей являются ложью. За прошедшие два года, Управлением Росприроднадзорапо Челябинской области и региональным правительством во главе с губернатором Борисом Дубровским в части улучшения качества атмосферного воздуха в Челябинске было сделано гораздо больше, чем за всю историю нашего региона. В городе сформировано беспрецедентно сильное надзорное давление на промышленников – потенциальных загрязнителей. И этот вектор закреплён на федеральном уровне указом президента России.
Именно поэтому, начиная с марта-апреля 2018 года, смог в Челябинске присутствует на своём историческом минимуме. И мы с вами даже уже успели привыкнуть к более-менее приличному состоянию воздуха.
Однако проблема в том, что достигнутое решение не является стабильным. Оно основано на «силовом» надзорном сдерживании, которое иногда даёт сбои. В чём мы недавно и убедились.
Чтобы решение стало стабильным, необходимо улучшать технологии промышленников, внедрять новые газоочистные установки. Эта работа уже ведётся, большинством крупных предприятий начат открытый экологический диалог с общественностью и с властью. Они проводят независимый экоаудит своих производств, принимают новые экопрограммы. Чтобы эти изменения дали стабильные результаты, нужно время, в течение которого необходимо продолжать усиленное надзорное сдерживание.
Кроме того, очень помогло бы внесение корректив в федеральном законодательстве. Речь, прежде всего, о законе о квотировании выбросов на основании сводных расчетов, первоначально инициированном нашим губернатором, и рассматриваемом сегодня в редакции Минприроды. Но пока промышленному лобби удаётся тормозить его принятие.
В целом, у Челябинска есть уверенные перспективы улучшения состояния атмосферного воздуха в ближайшие годы. И уже достигнуты первые фактически результаты. Но это вовсе не значит, что гражданам и общественности нужно молчать в периоды экологических сбоев. Однако действовать нужно строго в рамках закона.
А власти пора уже научиться вести эффективный диалог с горожанами, не допускать критического накала настроений, информировать о принимаемых жестких мерах. Люди должны быть уверены, что власть всеми силами отстаивает их интересы, и должны четко знать, в какие сроки последствия экологических сбоев будут устранены.