Владислав Гриб: «50–70 процентов общественных палат регионов слабы в развитии общественного контроля»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Владислав Гриб: «50–70 процентов общественных палат регионов слабы в развитии общественного контроля»

09.11.2018

Проблемы развития общественного контроля в современной России обсудили на форуме «Сообщество»

В рамках итогового форума «Сообщество» в Москве 3 ноября прошло заседание секции «Актуальные проблемы развития общественного контроля на региональном и муниципальном уровне».

Участники дискуссии обсудили формы и процедуры общественного контроля, вопросы взаимодействия субъектов общественного контроля, НКО и органов власти, а также совершенствования деятельности общественных советов при органах власти.

Эффективное взаимодействие региональных и федеральных институтов гражданского общества с органами государственной власти является одним из основных направлений работы в сфере общественного контроля.

По мнению председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислава Гриба, много вопросов вызывает законодательная основа этой деятельности. Прежде всего тревожит качество регионального законодательства, неэффективность деятельности муниципальных общественных палат и общественных советов, их безынициативность.

«50–70 процентов общественных палат регионов слабы в развитии общественного контроля» — Владислав Гриб

«У нас 50–70 процентов общественных палат регионов слабы в развитии общественного контроля, практически не работают. Формально что-то делают, но реально очень слабо. Причина — зависимость от региональной власти. Хотелось бы, чтобы ОП РФ участвовала в формировании региональных палат», — заметил член ОП РФ.

«Но есть и чем порадовать, — рассказал Владислав Гриб. — Минэкономразвития подготовило поправки, согласно которым ОП РФ сможет издавать методические документы по практике реализации общественного контроля. Мы пошли по пути взаимодействия: достигнуто соглашение с Генпрокуратурой, готовятся соглашения с рядом бизнес-объединений, НКО. Не будет эффективной работы, если мы будем работать без уполномоченного по правам человека, прокуратур наших субъектов, НКО и активных граждан. Один в поле не воин — рекомендую общественным палатам субъектов максимально искать союзников, воспользоваться нашим большим плюсом: мы коллективный орган».

Опытом работы поделились представители общественных палат регионов. В числе лучших назван Кировский региональный закон об общественном контроле, благодаря которому общественный совет региона формирует две трети общественных советов органов исполнительной власти, контролирует их работу и выносит решение об ее эффективности. На очереди формирование общественных советов при территориальных органах федеральных структур.

«Изменилось отношение органов власти и подведомственных организаций, — рассказал член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, член Общественной палаты Кировской области Андрей Усенко, — потому что граждане — общественно активные люди имеют право не только наблюдать за тем, что происходит, не только интересоваться, почему это происходит так, а не иначе, но и получать ответы на свои вопросы. Добились того, что у нас выстроился активный диалог».

На площадке Общественной палаты Челябинской области функционирует своеобразный центр общественного контроля — межкомиссионная рабочая группа, которая занимается только вопросами общественного контроля. Об этом рассказал первый заместитель председателя Общественной палаты Челябинской области Николай Дейнеко. Достигнута договоренность с центром волонтеров Южного Урала: к проведению общественных проверок привлекаются добровольцы, которые проходят соответствующее обучение и получают статус общественного инспектора. Задача — выстроить эффективную, доступную и понятную для жителей систему общественных проверок.

Опыт Челябинска одобрила заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, член Общественной палаты Волгоградской области Светлана Казаченок, которая поделилась успехами своего региона. Это принятие первого в России Социального кодекса, главный принцип которого — адресность и нуждаемость; выстраивание системы общественного контроля в муниципальных образованиях.

«Проехали все муниципальные образования, чтобы понять, в чем конкретно проблемы. Столкнулись с тем, что власть боится диалога. Хотя наш губернатор настроен на активный, конструктивный диалог, но, когда приезжаешь в район, представители власти боятся и стараются уходить от разговора», — отметила Светлана Казаченок.

Председатель комиссии Общественной палаты Курской области по общественному контролю и реализации избирательных прав Александр Терновцов рассказал о проекте «ПравоМобиль» — финалисте конкурса социальных проектов гражданской активности. Идея заключается в выезде команды представителей прокуратуры, нотариата, службы судебных приставов, адвокатуры, Пенсионного фонда и других специалистов в отдаленные населенные пункты региона. По утверждению общественника, 70 процентов вопросов теперь решаются на месте, без проволочек и лишних бумаг.

Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами, член Общественной палаты Вологодской области Галина Осокина считает, что общественный контроль развивается там, где власть открыта: «В каждом регионе власть обязана услышать общество. Мы контролируем власть, чтобы жизнь стала комфортной, чтобы было понятно, каким образом расходуются денежные средства и каким образом мы можем повлиять на тот или иной вопрос».

Очень важно правильно трактовать букву закона, считает общественница, поэтому пришло время говорить не о методрекомендациях, а комментариях к каждой статье закона об общественном контроле.

С необходимостью улучшать законы об общественном контроле согласился и Владислав Гриб, который предложил в итоговой резолюции поручить Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами разработать модельный закон об общественном контроле в субъектах РФ.

Кроме того, участники сессии вышли с предложением создать научно-методический центр в ОП РФ для обобщения опыта; обратиться к российским вузам для организации дополнительного профессионального образования по общественному контролю; поддержать инициативу о создании ассоциации муниципальных общественных палат и другими.