Уволенная директор верхнеуфалейской школы пытается оспорить свое увольнение
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Уволенная директор верхнеуфалейской школы пытается оспорить свое увольнение

23.08.2018

Члены Общественной палаты Челябинской области усадили за стол переговоров конфликтующие стороны в образовательной отрасли Верхнеуфалейского городского округа. Уволенная директор школы Наталья Матвеева и ее работодатель – представитель управления образования – высказали взаимные претензии, а общественники предложили вариант решения проблемы.

Обвинение в избиении детей

Между директором верхнеуфалейской школы № 1 и ее работодателем накопилось немало взаимных обид и претензий, однако долгое время диалог не получался. Накануне встречу всех замешанных в давнем конфликте сторон организовала Общественная палата Челябинской области. За стол переговоров сели директор школы Наталья Матвеева, управляющий управления образования Верхнего Уфалея Лариса Репета, глава городского округа Вера Ускова, педагоги и родители учеников, общественники и депутаты, а также члены Общественной палаты области.

905bb59ef2dcd4ceb6701c01acbd51dc.jpg

Наталья Матвеева была уволена 31 июля по статье 278 Трудового кодекса, без объяснения причин. Женщину это возмутило, и она решила отстаивать свои трудовые права. Возник конфликт, в который оказался вовлечен чуть ли не весь город. Члены родительского комитета обратились в Общественную палату Российской Федерации. На вчерашнем заседании работодатель Матвеевой пояснил, что оснований для такого решения было немало: руководитель нарушала трудовую дисциплину, срывая сроки сдачи требуемой документации и отчетов, была груба с учителями, но самое главное – недавно допустила рукоприкладство: якобы ударила одного из учеников за то, что тот вместе с еще двумя одноклассниками выложил в соцсети видео школьной драки. Инцидент с участием директора произошел при родителях, один из них и написал заявление на директора.

«Как бы ни пыталось управление образования создать из этого инцидента шоу по избиению детей, этого не случилось, потому что никакого избиения не было. Разбирательство шло как минимум 3 месяца. Меня вызывали в прокуратуру, полицию, везде я давала свои пояснения, – рассказала Наталья Матвеева. – Если бы я действительно совершила что-то противозаконное, то меня бы сейчас увольняли не по этой статье. Я себя контролировать умею. Это мероприятие с участием детей проходило в моем кабинете, двери я не зарывала. Дети совершили постыдный поступок, который мы хотели отработать в кабинете директора. И очень жаль, что родитель не понял нас. Понятно, что это была бы постановка детей на учет – и того, и другого. Это был бы скандал между родителями. Этого мы не хотели допустить. Я не буду отвечать за то, что мне хотят вменить».

В управлении образования накопилось немало и других жалоб от родителей. Например, то, что директор отказывалась принимать в 1, 5 и 10 классы детей со средними способностями, заявляя, что данное образовательное заведение – только для талантливых учеников. Есть в подборе «компроматов» и многочисленные объяснительные Матвеевой, а также жалобы педагогов в профсоюзную организацию на несправедливую тарификацию их труда.

Психологическая нагрузка и денежный вопрос

Конфликтная ситуация негативно отразилась на работе всей школы: в коллективе создалась эмоциональная напряженность, но хуже всего, как отметили члены Общественной палаты региона, – то, что в этот процесс оказались втянуты школьники и их родители, которые заняли разные стороны. Одни поддерживают молодого амбициозного руководителя. Под обращением в поддержку педагога-руководителя в управление образования подписались 50 сотрудников школы. Другие заявляют, что директор ведет себя слишком агрессивно и не достаточно прозрачно ведет хозяйственно-финансовую деятельность. В частности, добровольные пожертвования на поддержку школы производятся наличным расчетом. Однако по словам Матвеевой, она никогда не брала денег родителей. Все финансы проходили через председателя школьного родительского комитета. При этом руководство образовательного учреждения не отказывалось принимать «подарки» в виде мебели, техники или ремонтных работ. «Но все исключительно на добровольных началах», – подчеркнула Матвеева.

047e9e938eae8b51a8524effc6c977da.jpg

Кроме того, по словам чиновников, директор первой школы Верхнего Уфалея невнимательно относилась к освоению бюджета образовательной организации, в которую также входят детский сад и ясли. На их ремонт и содержание ежегодно выделяли порядка 180 тысяч рублей, однако из них осваивались только от 10 до 40 тысяч. Наталья Александровна в свое оправдание заявила, что руководством данных подразделений занимались ее заместители, которым она полностью доверяла. Вопросы вызвало качество контроля работы подчиненных. Матвеева заверила, что все оставшиеся средства остались на балансе школы.

Не первая попытка увольнения

Есть у управления образования вопросы и к качественным показателям работы школы и непосредственно ее директора. Большинство заслуг, в том числе победы в олимпиадах, чиновники относят к стараниям самих учеников и таланту педагогов. Наталья Матвеева отметила, что если бы ее профессиональные качества не устраивали работодателя, то она не получала бы премии и стимулирующие выплаты.

Отметим, два года назад Наталью Александровну руководство управления образования уже пыталось уволить по той же самой статье, но тогда женщина смогла договориться с работодателем, в том числе благодаря вмешательству главы города, а также появлению справки о нахождении на больничном в день увольнения. В этот раз Матвеева почему-то не стала обращаться к Усковой, а сразу вынесла конфликт в публичную плоскость. В настоящее время исполняющим обязанности директора школы назначена Галина Давлетшина. Впрочем, скандальный руководитель намерена оспорить решение коллег в суде и отстоять свою должность, которую она занимает с 2014 года. В настоящее время Наталья Матвеева не осталась без работы: она продолжает трудиться учителем физики.

На совещании решить проблему не удалось: в конфликте виноваты обе стороны, пришел к выводу член Общественной палаты Челябинской области, руководитель Центра общественного контроля при ОП Вячеслав Цапов: «Одна сторона, а именно управление образования, допустила некую ошибку, выбрав данную статью для поглощения конфликта и чтобы не портить трудовую книжку сотрудника, но тем самым обрекла себя на непонимание работника. К сожалению, действие совершено. Наша задача сегодня – разъяснить ситуацию, потому что администрация Верхнего Уфалея долгое время уклонялась, но на сегодняшний день позиция озвучена». Выводы общественников, которые будут сделаны после глубокого анализа полученной во время этой встречи информации, поступят в федеральную Общественную палату, руководству Верхнего Уфалея, в школу, а также в региональное министерство образования.

a1ea13f102eef34825c69b482de42e6c.jpg

«Статья, по которой уволена директор, предполагает не объяснять причину увольнения, но на встрече я озвучила нашу позицию, документы по дисциплинарным нарушениям, по нарушениям в рамках трудового поля, в рамках образовательной деятельности, был факт физического воздействия на ребенка. С целью того, чтобы не предавать огласке эти факты, не портить репутацию данного педагога, мы эту информацию в общественность не выносили, – прокомментировала позицию работодателя Лариса Репета. – Ей было предложено возглавить центр с одаренными детьми, у нее есть здоровые амбиции. Коли нет нормальных отношений в коллективе, ни в педагогическом, ни в ученическом, ни в родительском (созданы две противостоящие группы), я считаю, что, находясь в должности директора, Наталья Александровна не сможет урегулировать конфликтную ситуацию в школе».

9a69867f812e71f0dcccb8b5e40804d7.jpg

Член Общественной палаты Челябинской области Елена Сыркина попросила педагогов и руководство города не усугублять ситуацию, решить ее максимально корректно, а самое главное – чтобы в нее не были вовлечены дети. По ее словам, в последние дни школьных каникул стоит прежде всего позаботиться об эмоциональном климате в педагогическом и ученическом коллективе, чтобы Первое сентября стало по-настоящему праздничным днем.