Южный Урал внесет свои предложения в проект федерального закона «О развитии казачества»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Южный Урал внесет свои предложения в проект федерального закона «О развитии казачества»

19.10.2018

О том, какие проблемные вопросы должен будет регулировать новый нормативно-правовой акт, говорили участники круглого стола, организованного Общественной палатой Челябинской области.

Во вступительном слове министр общественной безопасности региона Евгений Савченко отметил: «В конце восьмидесятых годов прошлого века возникли процессы, которые способствовали разрушению основ духовно-нравственных устоев, возникла реальная угроза национальной безопасности, распада страны. Тогда появилась потребность в силах, которые на протяжении всей истории формировали и укрепляли Российское государство. Такой знаковой силой оказалось казачество. Поэтому возрождение, укрепление этой социальной группы стало очень важным и значимым для страны вопросом».

В первую очередь участники круглого стола обсудили реальный опыт работы современного казачьего общества на территории Южного Урала.

040c5aca22fd23adcc748b0754565c9e.jpg

Было отмечено, что сегодня казачество активно взаимодействует с органами госвласти по вопросам охраны общественного порядка. Летом дружины дежурят на городских пляжах и в пионерских лагерях, зимой охраняют снежные городки. Кроме того, казаки работают в сфере противодействия незаконной вырубке леса и несанкционированного отстрела диких животных.

«В Верхнем Уфалее и Нязепетровске созданы мобильные группы казаков, которые на протяжении года круглосуточно охраняют лесные угодья. Они проверяют каждый лесовоз. Работа ведется и днем, и ночью, и в дождь, и в снег. За это время на 70 процентов упала незаконная вырубка леса», – рассказал атаман горнозаводского юрта второго отделения Оренбургского войскового казачьего общества (ОВКО) Игорь Цыганов.

Всю эту работу казаки осуществляют на платной основе, по договорам с органами власти. И здесь возникает одна проблема: такая коммерческая деятельность дружин держится только на личных отношениях атаманов с местной администрацией.

90f7bfcf3d58a2c992355a6afba82e0a.jpg

Кроме контрактов на охрану общественного порядка, у казаков есть еще одна статья доходов – сельское хозяйство. И тут дружины, опять же, зависимы от глав муниципалитетов.

«Один из крайних случаев произошел в Увельском районе. Там казачьему обществу выделили землю, а потом глава вызвал к себе атамана и потребовал добровольно вернуть участок. В противном случае пообещал, что подаст в суд, выиграет дело и еще потребует с дружины компенсации всех затрат. Такой сценарий выглядел очень правдоподобным, потому что есть серьезные прорехи в законодательстве, нормативные акты сейчас не регулируют «казачьи» вопросы», – подчеркнул атаман четвертого отделения ОВКО Павел Тесленко.

С ним согласился Евгений Савченко. Министр подчеркнул, что взаимодействие казаков с органами власти требует правового регулирования, но законодательная база носит рамочный характер.

610530d4b4ed9198aae7fd674c7aaf45.jpg

Евгений Савченко обратил внимание, что казачьи общества должны получить приоритетное право на заключение контрактов, связанных с предотвращением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, поисково-спасательной деятельностью. Новый законопроект таких норм не устанавливает.

При этом Евгений Савченко подчеркнул, что финансово-правовой аспект сегодня важен для развития казачества, но есть еще один определяющий момент – это возрождение казачьей культуры. В Челябинской области накопился богатейший материал по истории и традициям оренбургских казаков, и интерес к нему стал возрастать. Начали появляться неформальные музеи.

Кроме того, много лет в регионе проводились стихийные, самобытные фестивали казаков, самыми заметными из них были уйский и травниковский. В какой-то момент, отметил министр, государство решило поддержать эти мероприятия, но от этого фестивали только проиграли.

«Стало меньше души, меньше настоящего, казачьего. На одном из последних мероприятий участники ходили в костюмах донского казачества – зачем?! Южный Урал – это великие оренбургские казаки, и именно о них нужно рассказывать, их культуру необходимо продвигать», – сказал Евгений Савченко.

Участники обсуждения отметили, что сегодня в Челябинской области казачество занимается еще военно-патриотическим воспитанием молодежи, атаманы входят в состав призывных комиссий – этот вопрос, кстати, законодательно урегулирован.

7291234efc53bf30ee60380a5ef25a1a.jpg

Отметим, что в ходе круглого стола была обозначена еще одна проблема. Это недостаточная осведомленность атаманов на местах о том, на что имеют право казаки. В связи с этим участники обсуждения предложили организовать для атаманов специальное профильное обучение, где им будут рассказывать о том, как получать государственные субсидии и гранты.

«Законопроект о развитии казачества в России нужен, но он требует доработки. Необходимо более четко прописать механизмы его реализации. В ближайшее время мы соберем конкретные предложения, объединим их, систематизируем, согласуем с министерством общественной безопасности и отправим в парламент, – подытожил член Общественной палаты Челябинской области Алексей Анисимов. – Государственная политика развернулась лицом к казачеству. Власти поняли, что казаки приносят пользу, и готовы поддерживать их. Речь пока не идет о том, чтобы обеспечить казаков зарплатами, – сейчас мы говорим только о возмещении дружинам минимальных затрат».

Как добавили участники обсуждения, в глобальной перспективе Челябинская область должна организовать систему специального обучения казаков, а также начать на регулярной основе проводить семинары для глав муниципалитетов, на которых чиновникам будут рассказывать о том, что может дать казачество в отдельно взятом районе, городе или селе. Кроме того, для тесного и продуктивного сотрудничества с властями к каждому главе муниципалитета необходимо приставить общественного советника из казаков, а на региональном уровне – создать исполнительный орган по делам казачества.