Выборы депутатов Государственной Думы России VI созыва, региональные и местные выборы 4 декабря 2011 г.
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Выборы депутатов Государственной Думы России VI созыва, региональные и местные выборы 4 декабря 2011 г.

19.10.2011

Наблюдение за избирательным процессом - С 1 октября 2011 года Общественная палата Челябинской области проводит долгосрочное наблюдение за избирательным процессом силами экспертной группы Общественной палаты в целях противодействия нарушениям избирательного законодательства в ходе проведения выборов.

- С 1 октября 2011 года Общественная палата Челябинской области проводит долгосрочное наблюдение за избирательным процессом силами экспертной группы Общественной палаты в целях противодействия нарушениям избирательного законодательства в ходе проведения выборов. - Специально созданная медиа-группа проводит мониторинг СМИ. - В период долгосрочного наблюдения Общественная палата обнародует оценку хода избирательной кампании по этапам регистрации и агитации. - В день голосования, 4 декабря, краткосрочное наблюдение будет проводиться силами экспертов Общественной палаты, которые будут осуществлять наблюдение и давать информацию о выборах на избирательных участках, в части соблюдения законодательно установленных процедур. Осуществляя наблюдение за избирательным процессом, Общественная палата, прежде всего, обращает внимание на следующие аспекты: соблюдение избирательных прав граждан и избирательных процедур; деятельность избирательных комиссий; использование административного ресурса в избирательной кампании; соблюдение равных возможностей для ведения избирательной кампании кандидатами и политическими партиями; соблюдение процедур голосования, подсчета голосов и объявление результатов голосования. Информация о выборах в Госдуму VI созыва Общая информация - Впервые Государственная Дума будет избираться на срок 5 лет (ранее избиралась на 4 года). - Во второй и последний раз для полноценного представительства в Думе партиям будет необходимо преодолеть 7%-й барьер. - По информации Минюста, в выборах имеют право участвовать все 7 официально зарегистрированных в России политических партий. - Все 450 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе. Регистрация списков кандидатов - Списки кандидатов, выдвинутые парламентскими партиями, регистрируются без дополнительных условий. - Непарламентские партии должны собрать не менее 150 тыс. подписей избирателей. - Доля «брака» в списках (недействительные и недостоверные подписи) не может быть больше 5%. - Закон предусматривает 14 оснований для признания подписи недействительной. Подпись может быть признана недостоверной или недействительной экспертом, от которого фактически не требуется обоснования. - Партийные списки состоят из центральной части и региональных групп. - Центральная часть состоит не более чем из 10 кандидатов. - Региональных групп не менее 70. Распределение голосов - Партии, преодолевшие 7%-ный барьер, получают мандаты пропорционально полученным голосам. - Партия, набравшая от 6 до 7%, получает 2 мандата, от 5 до 6% — 1 мандат. Календарь важных дат Назначение выборов - 29 августа. Выдвижение списка кандидатов: с 9 по 29 сентября. Подача документов на регистрацию: с 19 сентября по 19 октября. Регистрация списков: в течение 10 дней со дня подачи документов на регистрацию. Начало агитации: со дня выдвижения списков. Окончание агитации: 12 часов ночи 3 декабря. Формирование избирательных участков: к 15 октября. Публикация списков участков: 20 октября. Начало агитации в СМИ: 5 ноября. Составление списков избирателей в территориальную избирательную комиссии (ТИК): 13 ноября. Передачи списков избирателей в участковую избирательную комиссию (УИК): 14 ноября. Граждане могут ознакомиться со списками: с 14 ноября, Получение открепительных удостоверений в ТИК: с 20 октября по 14 ноября. Получение открепительных удостоверений в УИК: с 15 ноября по 3 декабря. Формирование УИК: с 3 по 10 ноября. Период выдвижения кандидатов в члены УИК от партий: 15 дней со дня публикации сообщения о формировании УИК. Реализация права кандидата отказаться от дальнейшего участия в выборах в составе федерального списка кандидатов: не позднее 18 ноября (в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее 2 декабря). День голосования: 4 декабря 2011 года. Российское избирательное законодательство - Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации - Федеральный Закон О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - Федеральный Закон О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «ВЫБОРЫ» - Федеральный Закон о политических партиях На основании многочисленных обращений граждан Челябинской области с просьбой организовать мониторинг за предстоящими выборами депутатов в Государственную Думу Российской Федерации на предмет недопущения нарушений со стороны политических партий и реализации законных избирательных прав граждан, Общественная палата Челябинской области организовала «горячую линию» по мониторингу избирательной кампании в Государственную Думу Российской Федерации. Любой житель Челябинской области, представители политических партий могут обратиться на телефоны «горячей линии» или направить письменное обращение на имя председателя Общественной палаты Челябинской области. Полученные данные будут проанализированы на предмет нарушений и по результатам будут представлены в избирательную комиссию Челябинской области и СМИ. Контактные данные «горячей линии» Общественной палаты Челябинской области: 454080, г. Челябинск, ул. С.Кривой, 75а, каб. № 515, 516, тел. +7 (351) 737-16-57т/ф, 737-16-50, 737-16-22, 729-32-02. E-mail: op74region@mail.ru 74op@mail.ru vn@dfr.ru www.op74.ru Некоторые выдержки из законодательных актов для наблюдателей от политических партий, СМИ. Статус наблюдателя Гражданин РФ,18 лет Назначает : политическая партия, выдвинувшая зарегистрированный список кандидатов Наблюдателями не могут быть назначе­ны выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных ад­министраций, лица, находящиеся в их не­посредственном подчинении, доверенные лица, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя удостове­ряются в письменном направлении, вы­данном избирательным объединением. Направле­ние предъявляется в УИК в любое время со дня первого заседания соответствующей ко­миссии и до окончания работы по составле­нию протокола об итогах голосования, в том числе об итогах повторного подсчета голо­сов избирателей. Направление действительно при предъ­явлении документа, удостоверяющего лич­ность наблюдателя.(прилагается) Наблюдатели вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса, не со­держащий признаков предвыборной агита­ции), а также проводить фото- и видеосъемку в процессе голосова­ния, при подсчете голосов, не нарушая при этом тайну голосования избирателей. Нагрудный знак –: статус, ф.и.о.,кем назначен Наблюдатель вправе: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании изби­рателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирате­лей, внесенных в списки избирателей, изби­рательных бюллетеней, выданных избирате­лям, погашенных избирательных бюллете­ней; наблюдать за подсчетом голосов изби­рателей на избирательном участке на рас­стоянии и в условиях, обеспечивающих ему хорошую видимость содержащихся в изби­рательных бюллетенях отметок избирате­лей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллете­нем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избиратель­ной комиссией протокола об итогах голосо­вания и иных документов; обращаться с предложениями и замеча­ниями по вопросам организации голосова­ния к председателю УИК, а в случае его от­сутствия - к лицу, его замещающему; знакомиться с протоколами соответству­ющей избирательной комиссии, нижесто­ящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с доку­ментами, приложенными к протоколу об итогах голосования, о результатах выборов; получать от соответствующей избира­тельной комиссии заверенные копии ука­занных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответ­ствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями, в том чис­ле копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии ука­занных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя избира­тельная комиссия обязана заверить указан­ные копии; обжаловать действия (бездействие) из­бирательной комиссии, в которую он направлен, непосредственно в вышестоящую из­бирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсче­те голосов избирателей в соответству­ющих избирательных комиссиях. Период наблюдения Наблюдение начинается с момента нача­ла работы УИК в день голосования, и заканчивается после сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, в том числе об итогах повторного подсчета голосов избирателей. Для выполнения своих обязанностей на­блюдателю понадобятся: авторучка, блокнот для записей, листы чистой бумаги, аппарату­ра для фото- и видеосъемки, калькулятор, карманный фонарь, мобильные средства связи. Деятельность наблюдателя в день голосования С момента начала работы комиссии на­блюдателю должен быть обеспечен доступ в помещение УИК, сформированных на изби­рательных участках, Наблюдателю необходимо заранее уточ­нить адреса и телефоны участковой комиссии с которыми предстоит работать, фамилии их руководителей (председателя, заместителя председателя и секретаря ко­миссии). В день голосования наблюдателю следует заблаговременно прибыть в помещение из­бирательной комиссии (за 15-20 минут до начала голосования). Необходимо познако­миться с председателем, другими членами комиссии и предъявить свои документы. Наблюдатель должен убедиться, что ко­миссия до объявления начала голосования уточнила список присутствующих: членов комиссии с правом решающего и совеща­тельного голоса, кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей, наблюдателей, а также подсчитывает и оглашает число неиспользованных открепитель­ных удостоверений. Не допускается, чтобы в помещении УИК, а также в помещении для голосо­вания одновременно находились два и более наблюдателя от одного зарегис­трированного кандидата, одного изби­рательного объединения, поэтому на­блюдатели должны организовать свою рабо­ту поочередно. Наблюдатель должен занять такое место, чтобы было удобно наблюдать за происхо­дящим в помещении для голосования. В установленное время начала голо­сования председатель УИК объявляет по­мещение для голосования открытым и предъявляет членам комиссии, наблю­дателям и другим лицам переносные и стационарные ящики для голосования. Наблюдатель должен убедиться, что они пустые, после чего ящики опечатывают­ся печатью УИК (пломбируются). Председатель раздает членам комиссии с правом решающего голоса список избирате­лей, избирательные бюллетени установле­нного образца, заверенные подписями двух членов комиссии и печатью комиссии, с вы­черкнутыми фамилиями выбывших канди­датов (в случае их выбытия). Члены УИК обязаны расписаться в полу­чении бюллетеней, а также сшитых книг списка избирателей. После этого избирате­ли приглашаются к голосованию. Наблюдатель вправе ознакомиться с оборудованием помещения для голосо­вания и убедиться, что места выдачи бюллетеней, кабины (спе­циально оборудованные места) для тайного голосования и ящики для голосования од­новременно находятся в поле зрения членов комиссии и наблюдателей; кабины для голосования (специально оборудованные места) освещены и снабже­ны письменными принадлежностями, кроме карандашей; в помещении для голосования вывешены увеличенные формы протоколов об итогах голосования; информационный стенд содержит необ­ходимую информацию о кандидатах, спи­сках кандидатов, внесенных в бюллетень. При несоблюдении установленного порядка наблюдатель должен потребо­вать от председателя УИК выполнения нормы указанной статьи и в случае не­обходимости составить жалобу о нару­шении закона. Наблюдатель вправе также убедиться в наличии сейфа либо металлического ящика для хранения бюллетеней, списка избирате­лей и другой избирательной документации. Наблюдение за ходом голосования в помещении для голосования В ходе голосования наблюдатель следит за порядком выдачи бюллетеней избирателям, включенным в список избирателей, по предъ­явлении паспорта или документа, заменяющего паспорт. Избиратель получает бюллетени, текст которых был утвержден соответствующей комиссией. Избиратель, голосующий на основании открепительного удостоверения по месту пребывания за пределами своего избира­тельного участка, где он был включен в спи­сок избирателей, предъявляет также откре­пительное удостоверение. Если избиратель голосует вне своего избирательного округа, то он получает только один бюллетень по партиям. При получении бюллетеня избиратель или с его согласия член комиссии с правом решающего голоса проставляет в списке из­бирателей паспортные данные голосующе­го, избиратель собственноручно расписыва­ется за получение бюллетеня, а член ко­миссии - за его выдачу. Наблюдатель должен знать, что ка­ждый избиратель голосует лично, запо­лняет бюллетень в кабине или ином специаль­но оборудованном месте для тайного голосова­ния, где присутствие других лиц недопустимо. Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в по­лучении бюллетеня и заполнить его. В таком случае он может воспользоваться помощью избирателя, не являющегося членом ко­миссии, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем или доверенным лицом, либо наблюдателем. В случае если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совер­шил ошибку, он вправе обратиться к члену УИК, выдавшему ему бюллетень, за выдачей нового бюллетеня. Член комиссии выдает новый бюллетень, о чем делает отметку в списке избирателей и расписывается. Испорченный бюллетень, на котором член УИК делает необходимую запись и за­веряет ее своей подписью, незамедлительно погашается, о чем составляется акт. Если избиратель уже опустил бюллетень в Урну, и затем понял, что ошибся – новый бюллетень не выдается. Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной ко­миссии с правом решающего голоса подсче­те избирательных бюллетеней; совершать действия, препятствующие ра­боте избирательной комиссии; проводить предвыборную агитацию сре­ди избирателей; участвовать в принятии решений соот­ветствующей избирательной комиссии. Если наблюдатель нарушает тайну голосования или пытается повлиять на во­леизъявление избирателей, тем самым нару­шая избирательное законодательство, он по решению УИК отстраняется от наблюдения и удаляется из помещения для голосования. В этом случае участковая комиссия должна принять мотивированное решение в пись­менной форме. Наблюдатель должен видеть, что из­биратель опускает заполненный избира­тельный бюллетень в опечатанный стаци­онарный ящик для голосования. Законода­тельство не предусматривает иных вариан­тов распоряжения бюллетенями. Стационарные ящики должны быть всегда на виду у наблюдателя, переносить или вскрывать их до окончания голосования недопустимо. Наблюдатель должен изучать и операти­вно оценивать обстановку в помещении для голосования: требовать от председателя УИК пресекать факты заполнения избиратель­ных бюллетеней вне кабин для тайного го­лосования; внимательно отслеживать возмо­жные факты повторного голосования одних и тех же избирателей по паспортам членов своей семьи либо иных избирателей. В течение дня голосования участковая комиссия по телефону передает в террито­риальную комиссию информацию об уча­стии избирателей в выборах, с которой наблюдатель вправе знакомиться. Время пе­редачи информации следует уточнить в УИК. В ходе голосования наблюдатель мо­жет выяснить у председателя УИК: сколько получено бюллетеней для голо­сования и как они хранятся; как будет организована работа комиссии в случае большого притока избирателей, чтобы не допустить задержки в проведении голосования; как ведется работа со списком избирате­лей - есть ли факты невключения избирате­лей в список и каковы причины, были ли слу­чаи отказа избирателям в голосовании из-за отсутствия их в списке; были ли жалобы избирателей и как они решены. Следует ознакомиться с обстановкой при входе и выходе из помещения для голосова­ния, убедиться, что не проводится агитация, что зарегистрированные кандидаты, их до­веренные лица, уполномоченные предста­вители, а также организации, если их руко­водителями являются указанные лица, не ор­ганизовали доставку (подвоз) избирателей для участия в голосовании. В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства на­блюдатель должен привлечь к этому фа­кту внимание председателя комиссии со ссылкой на закон и потребовать пре­сечения нарушения, а если реакции не по­следует, незамедлительно составить жалобу либо акт о допущенном нарушении. Документ оформляется в двух экземплярах и обязательно должен быть по­дписан двумя свидетелями. Об этом следует также поставить в известность штаб зарегис­трированного кандидата. Наблюдение за голосованием вне помещения для голосования Избирателю, который не может (по со­стоянию здоровья, инвалидности) самосто­ятельно прибыть в помещение для голосова­ния избирательного участка, где он внесен в список избирателей, по его обращению, поданному в УИК не позднее чем за че­тыре часа до окончания времени голо­сования, обеспечивается голосование вне помещения для голосования. УИК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, кото­рые внесены в список избирателей на данном избирательном участке, и к избира­телю выезжают не менее двух членов ко­миссии с правом решающего голоса, а также члены комиссии с правом совещательного голоса и наблюдатели. Голосование может быть проведено од­ним членом УИК с правом решающего голо­са, если при этом присутствуют не менее двух лиц из числа членов с правом совеща­тельного голоса или наблюдателей, назна­ченных разными зарегистрированными кандидатами. Председатель комиссии обя­зан не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) с переносным ящиком сделать объ­явление о подготовке к голосованию вне по­мещения для голосования. Наблюдателю следует проконтро­лировать, получили ли члены УИК с пра­вом решающего голоса, выезжающие для проведения голосования вне помещения для голосования: опечатанный переносной ящик, необхо­димое число бюллетеней, выданных им под расписку; заверенную выписку из реестра, соде­ржащую данные об избирателях и поступи­вших обращениях о голосовании; бланки заявлений избирателей о предо­ставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, письме­нные принадлежности. Количество переносных ящиков для го­лосования вне помещения для голосования определяется решением УИК. Избиратель заполняет свое заявление лично, указывая причину невозможности прибытия в помещение для голосования, проставляет серию и номер паспорта и подписью удостоверяет получение бюллетеня. Члены комиссии также ставят свои подписи на заявлении, удостоверяя факт выдачи бюллетеня. Кроме того, в заявлении делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, если это имело место. Наблюдатель должен удостовериться, что бюллетень для голосования выдается вне по­мещения для голосования только тем изби­рателям, заявления которых были заре­гистрированы в реестре. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возмо­жность нарушения избирательных прав либо искажения волеизъявления избирателя. При возвращении на избирательный участок наблюдатель вправе убедиться, что выезжающие с переносным ящиком для голосования члены комиссии составили акт о количестве заявлений избирателей, проголо­совавших вне помещения для голосования, числе выданных, использованных и возвра­щенных бюллетеней с указанием сведений о присутствующих при проведении голосова­ния вне помещения для голосования лицах. Переносные ящики должны постоянно находиться в поле зрения наблюдателей в помещении для голосования. Дополнительная информация для загрузки: http://op74.ru/main/materials/documents/index.php