31.07.2014
Тема экологической безопасности, механизмов ее реализации и контроля в этой сфере обсуждалась на совещании исполняющего обязанности Губернатора Челябинской области Бориса Дубровского с руководителями профильных ведомств и общественности.
Глава региона озвучил ряд предложений, направленных на повышение эффективности экополитики, в том числе с привлечением независимого экспертного сообщества.
«Необходимо выработать определенный план действий, четко обозначить сроки, задачи, ответственных исполнителей, чтобы реально понимать, к чему мы движемся и какими ресурсами располагаем для того, чтобы обеспечить комфортную среду для жителей области – это одно из ключевых направлений нашей общей Стратегии развития», – обозначил Дубровский основную цель встречи.
На фоне реализации крупных проектов в сфере промышленного развития региона задачи сохранения и восполнения природных ресурсов должны решаться также параллельно и максимально эффективно. Предложения, каким образом этого достичь, озвучил Борис Дубровский.
Первое – создание Совета по экологической политике при Губернаторе. По словам главы региона, этот орган должен стать по-настоящему представительным. «Это должна быть открытая и эффективная площадка для широкого диалога общества, бизнеса и власти в решении экологических проблем», – подчеркнул он. Непременным условием и.о. Губернатора стало то, чтобы не менее половины всех членов Совета составляли представители общественных организаций, научного сообщества и независимых экспертов. Предложения по составу он потребовал предоставить ему в месячный срок.
«Группа экспертов, по сути, уже создана при Министерстве экологической безопасности. Сегодня же Борис Дубровский, официально озвучив свое предложение о создании Совета, придал его работе новый, более значимый и официальный статус, – пояснил глава экологического ведомства Егор Ковальчук. – Работа Совета позволит взглянут на нее не с формальной, как это принято, стороны. У экспертов, в число которых могут войти люди, критикующие действия властей, появится возможность направить свои опыт и энергию в более конструктивное русло».
Далее Дубровский высказался о намерении сформировать Межведомственный штаб по решению оперативных вопросов и среднесрочных задач в сфере экологической безопасности, с регламентом, позволяющим оперативно реагировать на возникающие задачи и реализовывать их в максимально сжатые сроки. На сегодняшний день ведомства, ответственные за реализацию экологической политики и контроля в этой сфере, «варятся в собственном соку», возникает немало бюрократических неувязок и ведомственных разногласий. По мнению Дубровского, от этого пора уходить. «Штаб должен стать подобием «скорой помощи», которая реагирует без промедления», – сказал он.
Егор Ковальчук, в свою очередь, подчеркнул, что штаб – это структура, которая призвана координировать и согласовывать действия отдельно взятых структур разных уровней – федеральных, региональных и муниципальных. Каждая из них действует четко и в рамках своих компетенций, штаб позволит сделать их работу оперативной, чтобы в экстренной ситуации, когда возникает серьезная социальная или экологическая угроза, быстрее на нее реагировать.
Третье важное направление, которое, по мнению Бориса Дубровского необходимо начать отрабатывать уже сейчас, связано со сбором и распределением платежей хозяйствующих субъектов за негативное воздействие на окружающую среду. Планируется, что с 2015 года все собранные суммы (по оценкам регионального правительства, это около полумиллиарда рублей) будут аккумулироваться и направляться исключительно на природоохранные мероприятия и экологические проекты, создание эффективной системы мониторинга, поддержку научных разработок и исследований, а также будут учреждены гранты для научных и общественных организаций.
Председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов прокомментировал: «Создание Совета по экологической политике при Губернаторе - очень хорошая инициатива. Это создание условий для высказывания открытых мнений, прежде всего, профессионалами, принятие совместных решений, действий и скоординированный контроль по их исполнению. Других эффективных принципов решения вопросов нет. В Законе «Об Общественной палате» - это главные принципы в совместной деятельности органов власти и представителей гражданского общества.
Совет и Межведомственный штаб по решению оперативных вопросов и среднесрочных задач в сфере экологической безопасности являются механизмом реализации указанных принципов.
Совет по экологической политике при Губернаторе, в данном случае, должен состоять из профессионалов, занимающихся разнообразными направлениями экологической политики. Этих направлений более двух десятков. В Общественной палате, с учетом экспертов Палаты, есть профессионалы в области экологии. Для формирования Совета по экологической политике может работать механизм предложений для вхождения в состав данного Совета, который уже отработан при формировании других Советов при органах власти. В области в настоящее время созданы 45 Советов по жизненно важным вопросам. От них уже есть эффективная польза.
Главное в работе любого общественного формирования – это получение эффективного результата через развитие гражданского правосознания. К сожалению, правосознание в области экологии, экологической культуры, как власти, так и граждан, нижайшее. Отсюда все нарушения в области экологии. В этом вопросе, как никогда, требуется обеспечить конструктивное взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества. Нужно создать условия для реализации гражданских инициатив, направленных на решение экологических проблем, обеспечить прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами полномочия в области экологии. Необходимо обеспечить проведение конференций, семинаров, «круглых столов», дискуссий. На этих площадках обсуждать не только практическую реализацию законодательства в сфере экологии, но и содействовать подготовке предложений о принятии, изменении, дополнении или отмене законодательных и иных нормативных и правовых актов в сфере охраны окружающей среды. Необходимо обеспечить условия для научной проработки программ и экспертизы экологических инициатив, проектов законов и иных нормативных правовых актов, содействовать подготовке методических рекомендаций по вопросам применения законодательных и иных нормативных правовых актов в вопросах экологии.
Совет должен заниматься содействием изучения и распространения опыта различных стран и регионов в области решения экологических проблем, которые приводят к ликвидации среды обитания человека, к исчезновению источников жизни человека, к ним, в первую очередь, относятся:
- Варварское лесоистребление, без наведения порядка после вырубки.
- Утилизация промышленных и бытовых отходов.
- Стремительно растущее загрязнение водоёмов, которые уже не выдерживают техногенной нагрузки, что приводит к их цветению, заболачиванию и полному исчезновению.
- Загрязнение окружающей атмосферы, в первую очередь, выхлопными газами автомобилей.
- Безграмотные, бесперспективные генеральные планы застройки территорий: без тротуаров, шумозащитных зон, лесных насаждений, площадок досуга и отдыха, без возможности расширения дорог, прокладки коммуникаций. Использование главного принципа: извлечение прибыли в карман власть имущих от продажи земли и бесконтрольного строительства.
- Берега Шершневского, Аргазинского водохранилищ, озер Тургояк, Увильды и других водоёмов навсегда застраиваются личными коттеджами. Не сохраняются места для массового отдыха, для занятий спортом на воздухе: аэроспортом, парусной регаты и т.д.
- Уплотнительная застройка в городах и районах, не оставляющая места для элементарных условий вне дома.
Нам всем: и власти, и гражданскому обществу, необходимо принимать срочные меры по решению первоочередных экологических проблем.
Считаю важными и некоторые другие вопросы для Экологического Совета. Так, например, в Общественную палату Челябинской области поступили несколько десятков жалоб от автовладельцев, у которых ломаются двигатели в дорогих иномарках из-за того, что они заправились плохим моторным топливом. До сих пор продают бензин экологического класса «Евро-3» и «Евро-2», «левый», с примесями и «разведенный» бензин. Помимо автомобилей, от плохого топлива страдают и челябинцы, у которых эти металлы оседают в легких. По известным данным, на автомобильный транспорт приходится более 90% загрязнений, поступающих в воздух. В связи с этим, в Челябинске предлагается узаконить продажу бензина не ниже экологического класса «Евро-4». Поэтому представители Экологического Совета совместно с Управлением Роспотребнадзора, в перспективе, могут организовать масштабные проверки заправок и, в случае необходимости, направят результаты экспертизы в суд с просьбой приостановить их деятельность.
Также среди проблем можно назвать следующие:
- Правильная утилизация батареек (например, организация установок контейнеров в каждом жилом квартале).
- Идея использования в качестве транспорта электромобилей и электровелосипедов. Рассмотреть возможность организации инфраструктуры для распространения в городе эко-электрического транспорта, включая электромобили, и организацию электроАЗС.
- О проведении уроков экологического сознания (например, «День экологического сознания», «Умение правильно обращаться с отходами», движение «Сделаем вместе!». «Эковоспитание формирует экокультуру». Формирование экокультуры со школьной скамьи. «Воспитание нужно начинать, в первую очередь, с себя»).
- Развитие дорожной сети и реконструкция дорог с сохранением и приумножением зеленого массива (деревья, газоны, кусты), который является живым экощитом для людей.
- Об экологически чистой продукции, не оказывающей вредного воздействия на организм человека. При ее утилизации не наносится вред окружающей среде, и при попадании в почву, она полностью разлагается в течение нескольких месяцев с помощью природных биокомпонентов. Это новое направление, которое позволит минимизировать потребление пластика и сохранить экологию нашей области.
- Вопросы обеспечения учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений при принятии экологических решений органами государственной власти, органами местного самоуправления.
- Общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по решению экологических вопросов».
Пресс-служба
Общественной палаты Челябинской области
по материалам официального сайта Губернатора Челябинской области