12.01.2012
Комментарий к Решению Верховного суда Российской Федерации, опубликованного: на сайте "Российской Газеты" Федеральный выпуск №5675 (2) 11.01.2012г. Дело №ГКПИ11-1798.
«До сих пор у защитников усадьб в зонах санитарной охраны водоемов (а у них всегда есть защитники) был весомый аргумент - скептическая улыбка, мол, посмотрите, кем эти зоны были утверждены? Совнаркомом! И - когда? За месяц до начала войны. Может быть, кто-нибудь найдет еще акты царя Гороха?
Однако Верховный суд России 11.12.2012 года постановил - шутки в сторону, постановление - в силе. А поводом для разбирательства стало заявление некоего гражданина Б., чей земельный участок вместе с домом как раз оказались в санитарной зоне» - Р.Г. стр. 7. от 11.01.2012г.
Данное решение Верховного Суда в корне меняет экологическую политику, проводимую в зонах санитарной охраны водоемов Челябинской области и, прежде всего, таких как Шершневское водохранилище, озера: Аргази, Увильды, Тургояк и других, являющихся источниками питьевого водоснабжения населения Челябинской области.
До сегодняшнего времени представители местного самоуправления и отдельные судьи видят только одну статью из современного экологического и природоохранного законодательства - это статью 65 п.16 Водного кодекса РФ: «В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов…». Но при этом игнорируют вторую часть этой же статьи, а именно: «…при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды».
В нормах земельного, градостроительного, водного, санитарного и другого законодательства имеются существенные ограничения на регистрацию права собственности земельных участков.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ № 190-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, режим использования которых, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Главам администраций г. Челябинска, Сосновского, Аргаяшского муниципальных районов, Главе администрации Карабашского городского округа решениями Правительства Челябинской области предложено утвердить режим использования территорий в границах ЗСО II пояса Шершневского водохранилища и р. Миасс, Аргазинского водохранилища, согласно постановления Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 г. № 465 «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска» и постановления Совета Министров РСФСР от 22.11.1985г. № 527 «Об утверждении зоны санитарной охраны источника водоснабжения Челябинского промышленного района - Аргазинского водохранилища на реке Миасс».
Согласно ст.25 Градостроительного кодекса, п.11 действующего в настоящее время Решения Челябинского облисполкома от 12.10.1976 г № 492 « Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода», утвержденное Постановлением Совмина РФСР от 02.09.1977 г. № 465, проект застройки в обязательном порядке требует согласования с органами санитарного надзора, по использованию и охране водных ресурсов, по использованию и охране недр, МУП ПОВВ, Управлением эксплуатации водохранилищ Челябинской области.
Вышеуказанные нормативные документы для питьевого Шершневского водохранилища действуют по настоящее время. Указанные в данных постановлениях границы очевидны на простых географических картах, из которых следует, что такие поселки, как Сосновка, Западный, СНТ Заречный, Петушок и другие входят во второй пояс ЗСО.
Озеро Увильды является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 3-х населенных пунктов:
- пос. Увильды (Аргаяшский район); пос. Увильды (Кыштымский район); пос. Красный Камень (Карабашский городской округ); курорта «Увильды», санатория «Лесное озеро», 11 баз отдыха (7 в Карабашском городском округе, 5 в Аргаяшском районе, 1 в Кыштымском районе).
Подробная оценка рекреационной нагрузки на оз. Увильды дана в «Схеме развития и формирования рекреационной системы на территории Челябинской области до 2005 года», разработанной «ЛЕНГИПРОГОР» в 1991 году и уже на тот период характеризуется перегрузкой на ландшафт и прибрежную часть озера в 18 раз в связи, с чем нарушилось экологическое состояние озера, ухудшилось качество воды. В выводах проекта предлагается ограничить развитие в целом Увильдинской зоны и сосредоточить мероприятия на повышение уровня благоустройства.
Проект зон санитарной охраны оз. Увильды отсутствует. В соответствие с п. 1.17 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами.
В соответствие с п.3.3.3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» запрещается использование земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшения количества воды источника водоснабжения.
В I пояс ЗСО (зона строгого режима) включена вся береговая полоса Аргазинского водохранилища шириной 200 м от уреза воды.
В 1 поясе ЗСО не допускаются все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к водопроводным сооружениям. В Аргаяшском районе запрещенное строительство ведется даже в первом поясе ЗСО.
Во II пояс ЗСО Аргазинского водохранилища включена территория, смежная с первым поясом ЗСО, в которую входит Аргазинское водохранилище, р. Миасс от оз. Алакуль до Аргазинского водохранилища, притоки р. Миасс: Иремель, Атлян, Первая Куштумга, Тыелга, Большой Киалим, Сак-Елга, Аткус с боковыми границами на расстоянии 750 м для р. Миасс и ее притоков.
При определении границ зоны санитарной охраны за основу взят бассейн питания по характерным направлениям.
До принятия указанного Постановления Совета Министров РСФСР, по решению Челябинского облисполкома от 30.06.80г. № 307 «О сносе баз отдыха на озере Аргази» из двухсотметровой зоны строгого режима вынесено 14 объектов - учреждений отдыха предприятий Челябинской области, кроме того, данное решение запрещало дальнейшее строительство и расширение действующих баз отдыха в районе Аргазинского водохранилища, а также отвод земельных участков под застройку берегов водохранилища оздоровительными учреждениями.
Однако имеют место случаи выдачи Главным управлением лесами Челябинской области договоров аренды лесных участков сроком на 20 лет для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха в I поясе зоны санитарной охраны Аргазинского водохранилища частным лицам без какого-либо согласования с Федеральной службой Роспотребнадзора, при этом арендаторами предусматривается постройка домов-дач, бань, автостоянок, туалетов, размещение контейнеров для мусора.
В нормах земельного, градостроительного, водного, санитарного и другого законодательства имеются существенные ограничения на регистрацию права собственности земельных участков.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ № 190-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, режим использования которых, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Кроме того, реализация закрепленных статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 201 года № 136-ФЗ принципов приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде, а также приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, обеспечивает установление ограничения на оборот земель первого и второго поясов зоны санитарной охраны водных объектов.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Ввод в эксплуатацию объектов поселка Западный Сосновского района возможен только одновременно с системами бытовой и дождевой канализации, включая очистные сооружения, (ст. 38 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды»)
В случае, если использование участка осуществляется с нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к ухудшению экологической обстановки, такой земельный участок согласно статье 285 части первой ГК РФ может быть изъят в порядке, установленном Гражданским кодексом.
Статьей 44 ВК РФ запрещается использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В настоящее время поверхностные воды несут грязь со строящихся объектов в питьевой водоем, поступают через дренаж в подземные воды.
Государственные органы власти и местного самоуправления обязаны применять необходимые права, устанавливать ограничения в использовании земель в интересах охраны природы, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц, а также в экстремальных ситуациях (ст.13, 22, 41 и др., ст.1 Гражданского кодекса РФ).
Имеет существенное значение для правильного разрешения вопросов нормативные правовые акты, применение которых обязательно при рассмотрении выделения земельных участков, а именно Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве», Градостроительный кодекс РФ, СанПин 2.1.4.1110-02 и нормативные правовые акты Челябинской области.
В прибрежной полосе на расстоянии 500 метров от питьевого водоема ведется завуалированное выделение земельных участков под предлогом для ведения личного подсобного хозяйства или опытного садоводства.
Согласно ст.4, п.2, ст. 6 № 112-ФЗ ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства используются для производства сельскохозяйственной продукции земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество.
Назначения земли с правом ведения личного подсобного хозяйства имеет разные юридические последствия.
Использование участков, расположенных в прибрежной полосе питьевого водоема для ведения личного подсобного хозяйства, разрешающие виды деятельности, указанные в ст.4, п.2, ст. 6, п. 1, ст. 2 Закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ несовместимы со ст. 65, п. 15, 17 ВК РФ.
Кроме этого, согласно статьи 3 Закона от 10.01.2002г., № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды» презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов дает основания для верховенства ст. 65, п. 15, 17 ВК РФ.
Виды деятельности: ведение личного подсобного хозяйства, садоводство и огородничество в соответствии с п.1 ст. 2, ст.6 ФЗ -112, также не совместимы с п.2 статьи 50 Закона "Об охране окружающей среды».
Органы местного самоуправления повсеместно нарушают статью 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а именно, не предоставляют в государственный кадастр недвижимости сведения о границах с описанием местоположения установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий - карты (плана) объекта землеустройства, направляемые в орган кадастрового учёта.
В целях реализации Постановления Губернатора Челябинской области от 15.09.2010 г. № 269, Постановления Правительства Челябинской области от 27.07.2010 г., № 50-П Межведомственный областной штаб по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище в настоящее время принимает меры по обеспечению законности застройки и приватизации земельных участков в зоне санитарной охраны Шершневского водохранилища.
Напомним отдельные нормы законодательства, которые придется выполнять как гражданам, так и органам власти. А именно:
Статьи 9, 15, 42, 58,130 Конституции РФ закрепляют, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан соблюдать Конституцию РФ, законы и сохранять природу. Местное самоуправление в РФ обеспечивает решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Статьями 3,10,44 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлены принципы и нормы охраны окружающей среды: приоритет сохранения естественных экологических систем, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и обеспечения снижения ее негативного влияния, ответственности органов государственной власти, местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующей территории и др.; осуществление органами местного самоуправления управления в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством; обеспечение при проектировании, строительстве поселений, зданий, сооружений санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований, а также мер по обезвреживанию отходов потребления, соблюдению нормативов выбросов и сбросов веществ, благоустройству территорий.
Статьи 14,15,17,18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляют вопросы местного значения поселения, муниципального района, в т.ч. организацию водоснабжения, межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, предупреждению чрезвычайных ситуаций, благоустройства территорий, а также полномочия по решению этих вопросов, в т.ч. создание муниципальных учреждений, предприятий, формирование и размещение муниципальных заказов, их финансирование за счёт средств местных и бюджетов субъектов РФ в соответствии с законодательством.
В силу п. 14 ст.27 и ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Ограничены в обороте участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Статьи 1,19, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ закрепляют нормы:
содержания территориального планирования муниципального района, в т.ч. карты планируемого размещения объектов местного значения, отображающие утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов, материалы оценки возможного влияния, планируемых для размещения объектов, схемы, отображающие объекты капитального строительства, влияющие на планируемое размещение муниципальных, региональный и федеральных объектов, в т.ч. зоны с особыми условиями использования территорий: проекты схем территориального планирования муниципального района подлежат согласованию с уполномоченными федеральными органами власти в случаях включения в границы населённых пунктов земель лесного фонда, размещения объектов местного значения, негативно влияющих на федеральные водные объекты, а также с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и др. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка её соответствия требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим; разрешения на строительство оформляются при наличии проектной документации, градостроительного плана земельного участка, схемы планировочной организации участка, в т.ч. с обозначением мест размещения объекта, проходов, проездов к нему, границ охраняемых объектов, археологического наследия и др.
Статьи 12,18-19, 38-39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают санэпидтребования к водным объектам, для их охраны, также разработку, утверждение санитарно-эпидемиологических правил и обязательность их соблюдения всеми лицами.
Таким образом, перед отведением земельных участков во II поясе ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны быть проработаны вопросы развития инфраструктуры, в том числе по водоотведению планируемых объектов и строительству подъездных путей.
В связи с массовыми нарушениями экологического законодательства в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, ухудшением качества воды, существующего законодательства и в соответствии СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» должны быть выполнены следующие требования законодательства:
1. До разработки на основе анализа существующей нормативно-правовой базы и утверждения режима ограничений для владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан, проживающих в ЗСО Шершневского, Аргазинского водохранилищ и оз. Увильды - зоны с особыми условиями использования территории, до проработки решения вопроса развития инфраструктуры, в том числе строительства централизованного водоотведения объектов, прекратить отвод земельных участков под строительство и выдачу разрешений на строительство в пределах второго пояса зоны санитарной охраны (требование СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
2. Принять соответствующие меры по привлечению к ответственности нарушителей земельного, градостроительного, санитарного и природоохранного законодательства во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища, а также принять меры по недопущению создания новых источников загрязнения данного питьевого водоема.
3. Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства градостроительную документацию поселений, расположенных в зонах санитарной охраны водоемов, разработать акты территориального планирования: карты планируемого размещения объектов местного значения, отображающие утилизацию, переработку бытовых и промышленных отходов: материалы оценки возможного влияния, планируемых для размещения объектов; схемы, отображающие объекты капитального строительства, влияющие на зону с особыми условиями использования, другие территории в зоне санитарной охраны питьевых водоемов.
4. При землеустройстве, формировании, межевании объектов недвижимости - не предоставлять земельные участки во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, водоохранной зоне и прибрежно-защитной полосе для размещения не благоустроенных, без централизованного водоотведения, объектов хозяйственной деятельности, и участки для личного подсобного хозяйства до оформления и согласования в установленном порядке градостроительной документации и ввода в эксплуатацию очистных сооружений канализации;
5. Остановить несогласованные с Роспотребнадзором по Челябинской области строительство, расширение границ населенных пунктов, утверждение схемы территориального планирования, осуществление государственной регистрации права собственности, аренды земельных участков, бурение скважин и другие земляные работы во втором поясе зоны санитарной охраны питьевого вододоема в границах, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 сентября 1977г. № 465;
6. Привести в соответствие с действующим законодательством правоустанавливающие документы на земельные участки, оформленные с правом собственности и аренды для ведения личного подсобного хозяйства, опытно-садоводческих целей, а именно: выполнить нормативные установления, указанные в статье 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предоставив в государственный кадастр недвижимости сведения о границах с описанием местоположения установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий - карты (плана) объекта землеустройства, направляемые в орган кадастрового учёта.
В заключении напомним органам местного самоуправления и отдельным судьям о том, что необходимо выполнять:
Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 г. № 465 «Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска», Постановления Совета Министров РСФСР от 22.11.1985г. № 527 «Об утверждении зоны санитарной охраны источника водоснабжения Челябинского промышленного района - Аргазинского водохранилища на реке Миасс», ст.25 Градостроительного кодекса, п.11 Решения Челябинского облисполкома от 12.10.1976 г № 492 «Об утверждении зоны санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода», утвержденное Постановлением Совмина РФСР от 02.09.1977 г. № 465; ст. 12, 18-19, 38-39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ, ст. 44, ст. 43 п.2, ст. 65, п.15,17 Водного кодекса от 3 июня 2006 г., п. 1, ст. 2, ст. 6 Закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ; п.п. . 3.3.3.1, 3.2.3.2, 3.3.3.2, 3.3.2.4 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; п/п 2 и 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, п/п.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, п.4 ст.28 ЗК РФ; ст.55, 9, 15, 42, 58,130 Конституции РФ; ст. 61, ст. 3, п. 2, 44, 50 Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002, ФЗ-7; п/п 1, 3, 4 ст. 7, ст. 27, п. 1, 3 ст. 9, 23, п. 1, 6 ст. 30, ст. 1,19, 49, 51 Градостроительного кодекса ФЗ-190 от 29 декабря 2004 г.; Статьи 14,15,17,18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановление Губернатора Челябинской области от 15.09. 2010г. № 269, Постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010г. № 50-П; решение Межведомственного областного штаба по реализации мероприятий, направленных на улучшение качества воды в Шершневском водохранилище от 02 ноября 2010 года № 1-1; решение Совета безопасности Челябинской области от 19 июля 2010 года.
В.Скворцов,
председатель Общественной палаты Челябинской области
Эта статья является комментарием к Решению Верховного суда Российской Федерации, опубликованного: на сайте "Российской Газеты" Федеральный выпуск №5675 (2) 11.01.2012г.
Дело №ГКПИ11-1798