На Южном Урале подвели итоги независимой оценки условий оказания услуг в образовательных организациях. Результаты обсудили на расширенном заседании комиссии Общественной палаты Челябинской области по образованию и науке. Подробности – в материале «ФедералПресс».
В этом году экспертиза прошла в 1321 учреждении, среди них – 579 школ, лицеев и гимназий, 497 яслей и детских садов, 192 организации дополнительного образования, 51 училище, колледж и техникум, а также два высших образовательных учреждения.
Независимая оценка проводилась с 16 апреля по 30 июля и осуществлялась в двух формах. Во-первых, эксперты анализировали сайты организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Во-вторых, проходило анкетирование получателей образовательных услуг. Всего было опрошено свыше 76 тысяч респондентов: учеников и их родителей, а также представителей профессионального педагогического сообщества.
Рейтинг формировался на основе четырех критериев: открытость и доступность информации об образовательной организации, комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения, доброжелательность, вежливость, компетентность работников, а также удовлетворенность качеством оказания услуг.
Максимальный балл, который могло набрать образовательное учреждение, составлял 160.
Лидерами по результатам независимой оценки в этом году оказались Снежинск (127,2 балла), а также Сатка и Южноуральск (по 126,5 балла). Меньше всего баллов набрал Каслинский район (94,8).
При этом средний балл по региону составил 114,7. Примечательно, что больше всего образовательные организации Челябинской области «просели» по самому «дорогому» критерию – комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения. Учреждения набрали в среднем по 38,6 балла из 70 возможных. Впрочем, проблемы возникли не только здесь. Средний показатель открытости и доступности информации об образовательных организаций в регионе составил 29,6 балла из максимальных 40. В то же время доброжелательность, вежливость и компетентность работников были оценены на 18,8 балла из 20. Высоким оказался и показатель удовлетворенности качеством оказания услуг: 27,7 балла из 30.
Участники обсуждения напомнили, что независимая оценка качества условий оказания услуг в образовательных организациях проходит по всей России с 2015 года.
«По результатам исследований этого года Челябинская область занимает 39 место среди всех субъектов Российской Федерации. Первое место у Ингушетии, на последнем Новгородская область. Однако в процессе оценки и сама организация, проводившая исследования, и руководители образовательных организаций указывали на недоработки существующей методологии, – прокомментировала начальник отдела анализа и мониторинга регионального министерства образования и науки Челябинской области Есения Кулагина. – Что мы имеем? Существует разнобой в применении критериев, в методике расчета баллов разных регионах. Это ставит под сомнение объективность рейтинга по результатам оценки качества условий оказания услуг в образовательных организациях».
Как отметили во время заседания члены Общественной палаты Челябинской области, Южный Урал показал достаточно низкие баллы по такому критерию, как комфортность условий предоставления образовательных услуг. При этом 59 % организаций получили высший балл по показателю удовлетворенности предоставленными услугами, а 72 % учреждениям поставили максимум по показателю удовлетворенности условиями осуществления образовательного процесса.«По итогам изучения сайтов образовательных организаций мы имеем низкие баллы, а потребители услуг говорят, что они полностью удовлетворены. Эти показатели не коррелируют между собой», – пояснила Есения Кулагина.
Впрочем, в ходе обсуждения общественные эксперты указали на еще один недостаток существующий системы. Дело в том, что по правилам, установленным федеральным центром, каждое образовательное учреждение должно подвергаться независимой оценке один раз в три года. На территории Челябинской области действует 2700 таких организаций, то есть ежегодно необходимо проверять 900 учреждений.
«Это очень большое количество, и в таком случае вся работа может сводиться к механическому проставлению баллов. Чтобы система стала более эффективной, каждая организация после независимой оценки должна разрабатывать планы по усовершенствованию деятельности. Для этого после исследования нужно делать подробную характеристику по каждому учреждению», – подчеркнули участники заседания.
Кроме того, у экспертов остались вопросы к принципу отбора респондентов при проведении анкетирования. По их словам, система недостаточно прозрачна и может не отражать реального положения дел.
В итоге члены Общественного совета по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность, инициировали обращение в федеральный центр. Они предложили разработать унифицированную методику исследования и попросили разъяснить все вопросы, которые возникли у южноуральцев в ходе проведения независимой оценки.
«Проведение независимой оценки – это очень правильная идея. Проект вызывает общественное оживление, потому что здесь для исследования привлекаются никем не аффилированные эксперты, представители гражданского общества, – прокомментировала председатель комиссии ОП Челябинской области по образованию и науке Нина Горланова. – Однако сегодня прозвучали конкретные предложения по совершенствованию системы оценки качества образования. Надеемся, в следующем году все замечания будут учтены».
Планируется, что с результатами этого года будет проведена дальнейшая работа. Министерство образования и науки в срок до 17 октября получит от Общественного совета конкретные предложения по совершенствованию системы образования. Также итоги будут направлены в общественные палаты муниципалитетов Челябинской области для дополнительного, точечного обсуждения. Кроме того, все данные передадут в профильные министерства и органы местного самоуправления. Информация будет использоваться при формировании планов по развитию образовательных организаций. Кроме того, самим учреждениям поручат разработать планы мероприятий по улучшению качества работы на основе результатов независимой оценки