В Челябинске состоялась презентация ядерных ВУЗов
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

В Челябинске состоялась презентация ядерных ВУЗов

01.07.2013

Свои возможности членам Общественной палаты региона и представителям кабинета министров области продемонстрировали три вуза, являющиеся филиалами Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-технического института. Это Озерский, Трехгорный и Снежинский технологические институты НИЯУ МИФИ.

Целью презентации было знакомство с возможностями региональных филиалов ядерного университета в подготовке высокопрофессиональных специалистов, ориентированных на инновационную деятельность. Возникновение вузов, готовящих специалистов для предприятий «оборонки», неразрывно связанно с их деятельностью. Производственное объединение «Маяк» в Озерске, Приборостроительный завод в Трехгорном или Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина в Снежинске с начала своей деятельности и по сегодняшний день имели потребность в специалистах, четко знающих профиль предприятия и особенности работы на таком производстве. Поэтому спустя какое-то время после появления на территории области секретных городов-призраков с размещенными в них предприятиями по изготовлению ядерного оружия или оборудования для атомных электростанций в ЗАТО открылись и профильные учебные заведения. Так, в 1952 году в Челябинске-40 (ныне Озерск) появилось Вечернее отделение № 1 Московского механического института боеприпасов, которое затем стало Озерским технологическим институтом – филиалом НИЯУ МИФИ. В 1958 году в Челябинске-70 (теперь Снежинск) открылся филиал МИФИ для подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для РФЯЦ ВНИИТФ, который в 2001 стал Снежинским физико-техническим институтом. Позже всех, в марте 1990, в Златоусте-36 (сейчас Трехгорный) открылся Трехгорный технологический институт, готовивший специалистов по производству приборов для атомных электростанций. Помимо сугубо образовательной площадки по подготовке кадров для Росатома, институты стали мощными научно-исследовательскими центрами, разработавшими уникальные инновационные технологии. Долгое время эти вузы были учебными заведениями «сами в себе» – по статистике, от 70 до 90% выпускников затем становились специалистами предприятий Росатома. С одной стороны, это не вызывало никаких противоречий – ядерный щит России сам готовит для себя кадры, а кадры знают, что всегда будут востребованы в этой системе. С другой – отдельные научно-образовательные возможности вузов стали настолько эксклюзивными, что специалистов по ряду отраслей готовили только эти институты. Да и в целом уровень образования в учебных заведениях НИЯУ МИФИ вырос настолько, что позволил занять ему третье место в рейтинге вузов России по итогам 2012 года после МГУ и СПбГУ, а Озерский технический институт в том же году признан лучшим по опросу «Статэксперта». Эти факторы неизбежно привели росатомовские вузы к необходимости выхода из тени секретности на образовательный рынок, что и было сделано на презентации, устроенной членам Общественной палаты Челябинской области. По словам председателя Комиссии ОПЧО по взаимодействию академических сообществ Андрея Важенина, такая необходимость возникла давно. «В области есть три крупных учебно-научных заведения с великолепными школой и академией, которые работают на себя, на своих работодателей – на Росатом. Но их возможности значительно больше. А Челябинская область сейчас не использует эти возможности. В то же время, у этих вузов имеется совершенно четкая необходимость выхода за пределы городов, где они трудились. Это если говорить о чисто образовательных услугах», – отметил Андрей Важенин. В качестве доказательства высоких образовательных стандартов ректоры вузов продемонстрировали видеоролики, рассказывающие об их истории, кафедрах, лабораториях и педагогическом составе, который почти на 75% имеет ученые звания. Однако есть и технологическое объяснение того, почему некогда закрытые вузы объявили о заинтересованности в привлечении студентов не только с прилегающих территорий, но и из других городов и районов области, а также желании интегрироваться в образовательное пространство УрФО. «В регионе есть потребность в ряде технологий, в частности, в сфере ядерной медицины. В специалистах, которых наши вузы на "открытой" территории не готовят. Это радиохимики, специалисты по эксплуатации радиационной техники, высокоточной электроники, расчетчики – у нас их нет. В области есть необходимость готовить таких специалистов, переподготавливать, потому что на сегодня, к примеру, в больницах большое количество техники, растущее количество инженеров, которые, как правило, системно этому не учились», – подчеркнул Важенин. Именно поэтому зашла речь о развитии партнерских отношений между вузами и правительством Челябинской области. «Общественная палата оказалась той площадкой, где заявить о себе стало возможным. И, кроме того, Общественная палата может интегрировать и интересы правительства, и профильных министерств», – отметил председатель комиссии по взаимодействию академсообществ. Наряду с постоянно звучавшими идеями прорыва на образовательный рынок области и поиска точек взаимодействия остро встал вопрос о продвижении, «раскрутке» ядерных вузов – как для престижа в глазах абитуриентов, так и в сфере предоставления своих услуг в научно-исследовательских целях. Выйдя из закрытой системы ядерной индустрии, специализированные институты на первых порах оказались не готовыми к жесткой конкуренции с другими поставщиками образовательных услуг. «В этом вопросе мы должны двигаться обоюдно. Вузы не должны сидеть и ждать, пока их заметят, а направлять свои предложения в министерство образования. А оно уже будет продвигать их в нужном направлении», – подчеркнула заместитель председателя правительства Челябинской области Ирина Гехт. С учетом представленной информации об имеющемся у ядерных вузов потенциале члены Общественной палаты области нарисовали довольно оптимистичную перспективу как в деле их выхода на образовательный рынок, так и в плане дальнейшего использования их мощностей в решении проблем региона. «Я вижу несколько потоков. Первое, это образовательная подготовка – подготовка инженерных кадров. Второе, это научно-исследовательские работы. Третье – переподготовка специалистов», – заметил Андрей Важенин. По словам председателя комиссии ОПЧО, дальше члены Палаты начнут работу с вузами по конкретным задачам, таким как ядерная медицина, экологические технологии и другим. В то же время, заинтересованные лица обратили внимание руководителей учебных заведений на то, что для обучения специалистов для «неатомных» предприятий необходима поддержка будущих работодателей студентов. А те или не знают про возможность подготовки уникальных спецов, или не хотят заниматься этим. «Нужно выходить на объединения работодателей и постараться заинтересовать их», – отметили присутствующие. Следующая встреча руководителей атомных вузов и членов Общественной палаты должна состояться в сентябре 2013 года. Она пройдет в формате тематической конференции, речь на которой пойдет о ядерной медицине, работе со школьниками по поступлению в данные вузы и дальнейшем продвижении учебных заведений на рынок образовательных услуг. На встрече должны появиться представители профильных министерств и эксперты. по материалам АН "Доступ"