В Челябинске обсудили актуальные вопросы становления и развития институтов гражданского общества
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

В Челябинске обсудили актуальные вопросы становления и развития институтов гражданского общества

29.05.2012

29 мая 2012 г. в здании Правительства Челябинской области состоялся круглый стол с заместителем секретаря Общественной палаты Российской Федерации В.В. Грибом, вице-президентом Федеральной палаты адвокатов РФ на тему «Актуальные вопросы становления и развития институтов гражданского общества».

На заседании приняли участие председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов, член Общественной палаты Российской Федерации Валерий Шагиев, Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов, руководитель регионального отделения ОПС «Человек и Закон» в Челябинской области Юрий Гурман, члены Общественной палаты Челябинской области, Общественной палаты г. Челябинска, Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области, Молодежной палаты при Челябинской городской Думе, представители некоммерческих организаций, научного и экспертного сообщества, а также представители органов государственной власти и органов местного самоуправления. В работе круглого стола были рассмотрены изменения в деятельности общественных и правозащитных советов и организаций, а также предложения в проект федерального закона «Об общественном контроле». Владислав Гриб рассказал, что проект закона разрабатывался в рамках национального плана борьбы с коррупцией: «Сегодня мы отмечаем слабые механизмы, слабую работу по реализации прав граждан. Работа с обращениями людей превращается в простую формальность. Нередко обращения попадают к тем чиновникам, на кого, собственно, и жалуются. В ответ гражданам направляются шаблонные ответы. Необходимо сделать анализ работы ведомств, на предмет работы с обращениями граждан. Регионам нужно усилить правотворческую инициативу – в виде референдумов, отзывов депутатов, публичных слушаний, изучить эффективность работы общественных советов при федеральных органах исполнительной власти». Владислав Гриб пояснил о необходимости разработки отдельной программы по осуществлению мониторинга за деятельностью судебных органов власти. Общественный контроль судов помог бы дисциплинировать их работу. Также необходимо вести общественный контроль и за деятельностью органов внутренних дел. Для этого необходимо создавать общественные советы МВД на муниципальном уровне. По проекту Федерального закона «Об общественном контроле в РФ» Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в раздаточном материале на заседании рассматривались две статьи: «общественная экспертиза» и «общественная проверка». Исходя из информации, изложенной в данных статьях, предметом общественной экспертизы могут быть: проекты нормативных правовых актов, проекты ненормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующие нормативные правовые акты, вступившие в законную силу судебные акты. Задачами общественной экспертизы является исследование положений, содержащихся в документах и материалах, составляющих предмет общественной экспертизы, на их соответствие общественным интересам. Под общественной проверкой понимается форма общественного контроля, представляющая собой совокупность действий субъекта общественной проверки по сбору информации, установлению фактов и обстоятельств, касающихся предмета общественной проверки, в целях определения его соответствия или противоречия общественным интересам. Предметом проверки может стать: деятельность государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, а также деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. Организовывать проверки и экспертизы смогут общественные палаты (России, субъектов Федерации или муниципального образования), некоммерческие негосударственные организации. Непосредственно осуществлять проверки и экспертизы смогут специальные общественные инспекторы и эксперты соответственно. Для этого, согласно законопроекту, они должны пройти определенную процедуру регистрации. Также согласно законопроекту предполагается обязывать органы государственной и муниципальной власти реагировать на заключения и результаты проверок и экспертиз. Главное, что необходимо сделать в первую очередь, уточнил Владислав Гриб, это найти активистов для реализации будущего закона. Следующее – начать использовать существующие методики взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества. Также необходимо повысить работу по общественной экспертизе законопроектов, особенно проектов региональных и местных бюджетов: речь идет о публичных слушаниях. Владислав Гриб подчеркнул важность использования научного потенциала в этом направлении: по его словам, важно привлекать вузы к становлению системы общественного контроля. Между тем, сегодня наука и гражданское общество существуют отдельно. А научные труды подчас не отвечают требованиям времени. Гриб привел в пример тему докторской диссертации авторитетного кандидата юридических наук, посвященную проблемам правового сознания курских крестьян в 1930-е годы. По итогам работы круглого стола Владислав Гриб отметил необходимость создания общественных палат и советов в каждом районе области. Еще одним нововведением может стать создание аттестационных комиссий из общественности для решения кадровых вопросов в различных ведомствах. На заседании студенты челябинских ВУЗов, представители Общественной молодежной палаты и другие участники активно задавали вопросы, обсуждали наиболее острые проблемы. Все присутствующие получили основательный объем профессиональной информации, а также имели возможность пообщаться с опытным специалистом в лице Владислава Гриба. Пресс-служба Общественной палаты Челябинской области