Общественная палата Челябинской области организовала встречу члена Общественного совета Ространснадзора, директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта, доктора технических наук Михаила Якимова с представителями Союза перевозчиков Челябинска, регионального Министерства дорожного хозяйства и транспорта и активными гражданами города. Вместе они обсудили ход и результаты транспортной реформы в области.
Открытая содержательная дискуссия, по мнению Михаила Якимова, имеет большое значение для реализации ключевых проектов в транспортной сфере, направленных на повышение качества жизни граждан. Важность обсуждения таких проектов, принимаемых органами исполнительной власти, продиктована важной ролью, которую играет общественный транспорт в жизни Челябинска.
«Необходимость приехать в Челябинск возникла в связи с определенным дисбалансом. Общественный совет Ространснадзора получает сигналы от перевозчиков, что, в принципе, понятно, потому что в ходе реформ всегда возникают определенные проблемы, сложности, но здесь они значительные, поэтому мне захотелось своими глазами посмотреть, как они проходят, и объяснить свое видение в масштабах страны», — уточнил Михаил Якимов.
Эксперт отметил успехи реформирования транспортной системы Челябинской городской агломерации и достижения управленческой команды Губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Наряду с этим он выделил ряд вопросов, вызывающих озабоченность и требующих, по его мнению, обсуждения и оперативного решения.
Так, согласно закону Челябинской области от 30 декабря 2019 года «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района и органами государственной власти Челябинской области», полномочия переданы на региональный уровень. Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области занимается решением основных задач, разрабатывает соответствующие документы и планы, в том числе один из основных документов — документ транспортного планирования.
«Нахожу странным уравнивание в этой сфере большого города и двух небольших муниципалитетов, образующих агломерацию. По моему опыту, передача полномочий всегда связана с ресурсом на обновление транспортного состава, его закупку, а также финансированием транспортной работы. Но закон принят в 2019 году, а его цели до сих пор не достигнуты», — рассуждает Михаил Якимов.
Гражданские активисты обратили внимание, что в Челябинске активно обновляется система общественного транспорта. На улицах появляются новые троллейбусы, автобусы и трамваи.
После выступления Михаила Якимова состоялось обсуждение обозначенных им проблем. Челябинские эксперты и общественники выразили мнение, что постепенность транспортной реформы снижает риски, а основной задачей передачи полномочий было создание общей маршрутной сети в агломерации.
«Независимо от того, были бы полномочия у города или не были, фактически выполнение всех работ в сфере транспорта было бы взвалено на региональный бюджет, а в лучшем случае — на субсидии из федерации. Входящие в агломерацию муниципалитеты, включая Челябинск, в силу своих дефицитных бюджетов не могут выделить ресурсы на необходимые для проведения транспортной реформы средства. А создание агломерации объясняется тем, что у нас активно развивается пригород и, соответственно, пригородное движение. Если бы каждый муниципалитет пытался организовать движение в рамках собственных границ, у пассажиров, следующих в областной центр или из него к себе домой, возникла бы необходимость дополнительных и вновь требующих оплаты пересадок. А так задуман «бесшовный» процесс, удобный для людей», — высказал свое мнение член Общественной палаты региона Евгений Савченко.
Общественники обсудили, что транспортная реформа в Челябинске действительно не стоит на месте, как может показаться со стороны. Недавно болью города были маршрутные войны, связанные с законными и незаконными перевозчиками, поднимался вопрос о необходимости федерального акта, закрепляющего особенности лицензирования перевозчиков. На сегодняшний момент федеральное законодательство устраняет эти изъяны.
Евгений Савченко также отметил, что в ходе одной встречи найти решение всех вопросов невозможно. Нужно услышать мнения всех заинтересованных сторон, в том числе квалифицированных специалистов профильных ведомств регионального Правительства, и вместе, имея перед глазами полную картину, искать варианты улучшения ситуации, понятные широкой общественности.
В завершение дискуссии представители Общественной палаты региона предложили организовать перевозчикам, региональному Министерству дорожного хозяйства и транспорта, ученым и заинтересованным общественникам-экспертам на площадке Палаты отдельную рабочую встречу, посвященную транспортной реформе в Челябинской области. В ходе которой постараться разобрать изъяны, а также выработать рекомендации по их скорейшему устранению.