«Там, где процветает культура, процветает и экономика»
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

«Там, где процветает культура, процветает и экономика»

12.10.2016

Общественные деятели обсудили вопросы повышения уровня и качества освещения мероприятий в сфере культуры региональными средствами массовой информации.

Прошло совместное заседание комиссии Общественной палаты Челябинской области по культуре, межнациональным отношениям, сохранению и пропаганде историко-культурного наследия, комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и общественного совета при региональном министерстве культуры. «Челябинская область занимает одно из лидирующих мест по интеллектуальному потенциалу в России. Это говорит, что у нас высочайший уровень профессиональных кадров, они и в науке, и культуре, и в образовании. Наши учителя часто становятся победителями конкурса «Лучший учитель России», наши дети побеждают не только на российских, но и на международных олимпиадах. До последнего времени Челябинск был театральной столицей Урала. У нас много хороших людей, о которых можно рассказать. Однако информация о Челябинской области на областном и федеральном уровнях практически всегда негативная», - говорит Борис Мизрахи, член Общественной палаты Челябинской области, председатель общественного совета при Министерстве культуры Челябинской области. Светлана Яремчук, член Общественной палаты Челябинской области, член Общественной палаты Российской Федерации, директор ГПЧО «Областное телевидение», считает, что проблему недостатка внимания прессы к культурным событиям региона не решить, пока не будут решены вопросы финансирования средств массовой информации. «Вопрос необходимо поднять в масштабе страны, и начать следует с увеличения финансирования СМИ на освещение культурных ценностей»,- убеждена она. Коллегу поддерживает Борис Мизрахи: «Мы боролись, чтобы в год культуры закрепить показатель, который характерен для всех развитых стран – 2 % ВВП на развитие культуры. У нас в стране и в Челябинской области на культуру расходуется примерно 0,7 %. Этого явно недостаточно. Многие страны находят деньги от продажи спиртного, например, Эстония и Канада определенный процент от продажи алкоголя направляют на культуру». Еще одной проблемой, отметили участники заседания, является то, что в СМИ работают люди, которые далеки от культуры. «Надо научить их, предусмотреть для корреспондентов и пресс-секретарей обучающие семинары, некие ликбезы, - предлагает Светлана Яремчук. Эксперты единодушно поддержали предложение о создании специализированного СМИ, эту роль, например, мог бы играть сайт «Культура Челябинской области». «Одно дело - освещать культуру, как ее рутинный процесс, другое дело осознать эту область ключевой в перспективных событиях глобального масштаба, - рассуждает Кирилл Шишов, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по культуре, межнациональным отношениям, сохранению и пропаганде историко-культурного наследия, почетный председатель Челябинского областного фонда культуры, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза российских писателей. - Мелочи, связанные с трудностями сегодняшнего дня, всегда преувеличиваются современниками. Этот масштаб не позволяет сформировать ощущение гордости за свой край. На самом деле и литература нашего края, и сегодняшние события - это только часть больших глобальных событий, которые нуждаются в осмыслении системы. Поэтому, если создавать отдельный канал «Культура», то делать его на фундаменте больших исторических событий. Гордость за свой край не строится на развлечениях, она строится на осознании очень сложной судьбы России. Та праздничная искусственная атмосфера, которую создают наши средства массовой информации, может обернуться глубочайшей трагедией. Мы видим, как расплачивается страна за невнимание к литературе, за потерю языка нашей молодежью, а потеря языка – это уже половина потери независимости и мышления. Серьезный, а не развлекательный подход к нашей культуре – это другая линия, которую выстраиваем мы, работая в Общественной палате». Людмила Зубанова, член общественного совета при Министерстве культуры Челябинской области, заведующая кафедрой культурологии и социологии Челябинского государственного института культуры, доктор культурологии, профессор, рассказала, что в течение нескольких лет совместно региональное министерство культуры и общественный совет проводят социологические исследования, которые посвящены различным аспектам функционирования художественной культуры региона. «Согласно данным этих исследований, южноуральцы отвечают, что информация о культуре и искусстве есть, но подается она бессистемно. У нас достаточно много сюжетов, и в этом смысле СМИ измеряются в нашем сознании по тому, у кого больше сюжетов о культуре. Но если занимать позицию субъекта информационной и культурной политики, то это не только количественный момент. Культурная политика – это некие отобранные внедряемые ценности и взгляды, которые мы хотим сформировать у аудитории», - подчеркивает Людмила Зубанова. «Чтобы человек гордился Россией, чтобы знал историю, средствам массовой информации необходимо обозначить задачу, чтобы государство сформулировало свой заказ, - убеждена Светлана Яремчук. - Есть политика культуры в государстве, следовательно, должна быть и информационная политика». «Культура - это гораздо больше чем театры, чем художественные коллективы, чем художники. Мы рождаемся и сталкиваемся с бытовой культурой, взрослея, мы узнаем о политической, экономической, производственной культуре. Культура - это всё: это сфера жизни и деятельности человека. И от того, насколько высок уровень этой сферы, зависит развитие государства, - говорит Борис Мизрахи. - В феврале этого года была принята федеральная концепция культурной политики. Мы обратимся к коллегам по Общественной палате инициировать скорейшее принятие концепции культурной политики Челябинской области. ”Там, где процветает культура, процветает и экономика. Где интеллигентность, там и порядок. Но до этих простейших очевидных истин нам еще расти и расти”», - процитировал он слова Дмитрия Сергеевич Лихачева. По результатам встречи подготовлен документ, с которым представители общественности обратятся в Государственную Думу, к губернатору и в Законодательное Собрание области. Пресс-служба Общественной палаты Челябинской области