17.06.2015
Об этом заявил бизнес-омбудсмен Александр Гончаров на заседании Общественного экспертного совета.
Решение задачи по недопущению резкого увеличения налоговой нагрузки, которая входит в перечень поручений российского Президента, выработанных по итогам апрельского заседания Госсовета по вопросам развития малого и среднего бизнеса, стала центральной темой обсуждения в рамках заседания Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области.
Мероприятие, прошедшее под председательством Александра Гончарова, состоялось 16 июня в Челябинске. В нем приняли участие члены Совета – представители УФАС по Челябинской области, Главного контрольного управления, администрации г.Челябинска, Общественной палаты, предпринимательских организаций: Союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», Союза женщин-предпринимателей, общественные представители Уполномоченного по отраслям.
Согласно пункту 8 перечня поручений Президента РФ, было принято решение рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по недопущению резкого роста налоговой нагрузки на предприятия в связи с исчислением налога на имущество организаций на основе кадастровой стоимости в отношении отдельных видов недвижимого имущества. При этом на сегодняшний день уже закончились публичные консультации по региональному законопроекту «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О налоге на имущество организаций».
По оценке бизнес-омбудсмена, принятие законопроекта может повлечь существенное увеличение налоговой нагрузки на организации, у которых кадастровая стоимость имущества значительно превышает остаточную. «У нас уже есть отрицательный опыт начисления земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земли, когда налогоплательщики сталкивались с повсеместным завышением кадастровой оценки, а, следовательно, и величины налога. Результаты кадастровой оценки оспаривались в судах, что повлекло за собой не только увеличение непроизводительных финансовых затрат для бизнеса, но и показало, что суды с большой неохотой принимали решения в пользу налогоплательщиков», - подчеркнул Александр Гончаров.
По мнению бизнес-омбудсмена, цель изменений в закон «О налоге на имущество организаций» - увеличить возможности пополнения областного бюджета, вряд ли будет достигнута, поскольку не проведен сравнительный анализ остаточной стоимости недвижимости и ее кадастровой стоимости, а также отсутствуют расчеты изменения суммы налога. Между тем, исходя из «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг.» и Послания Президента РФ Федеральному Собранию следует, что основной задачей регулирования является повышение эффективности налоговой системы в части налога на имущество организаций без повышения налоговой нагрузки. «На данный момент поручение Президента в нашем законопроекте не реализовано. Налоговую нагрузку на бизнес в существующих нестабильных экономических условиях увеличивать нельзя, поскольку предпринимательство может ее не выдержать, и мы лишимся непосредственно самой налогооблагаемой базы», - убежден Александр Гончаров.
Отметим, что его точку зрения поддержали и в областном Союзе промышленников и предпринимателей, дав отрицательное заключение на законопроект. «Если расходы на содержание коммерческой недвижимости в Челябинской области увеличатся, в сравнении с соседними регионами, это будет означать подрыв конкурентоспособности экономики Южного Урала. Ведь при прочих равных условиях инвесторы, зная, что у нас налоги выше, будут выбирать для строительства или покупки бизнес-объектов другие территории», - сказал председатель Комитета по налоговой политике и налогообложению СПП, член Совета Общественной палаты Челябинской области Алексей Овакимян.
«Если в соседней Свердловской области региональный парламент при подготовке аналогичного законопроекта ввел ограничение на применение налога только для коммерческих объектов площадью 5000 квадратных метров и более, то у нас под действие закона в его сегодняшнем варианте попадает вся коммерческая недвижимость, включая небольшие магазины, офисы, бытовые услуги и общепит. Мне кажется, что это неправильно. Я считаю, что целесообразней пойти по пути соседнего региона, где решили обкатать новую систему начисления налога, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, на крупных объектах, учесть все риски, сложности и убытки, чтобы уже потом, постепенно, распространить ее на малые формы», - высказала свое мнение общественный представитель Уполномоченного по налогам Алевтина Белешова.
«Минэкономразвития выступило с предложением отложить введение налога до 2019 года, поскольку нагрузка может существенно возрасти и малый бизнес серьезно пострадает. Особенно это касается коммерческих объектов, расположенных в небольших муниципальных образованиях, где даже в магазинах проходимость невысокая», - отметила И.о.первого заместителя министра экономического развития Челябинской области Ирина Акбашева.
В итоге, Александр Гончаров предложил составить обращение в адрес председателя Законодательного Собрания Челябинской области Владимира Мякуша, с учетом мнения Экспертного совета и позиции предпринимательских объединений с предложением не только доработать законопроект, но и отсрочить его введение.
Отметим, что помимо этого члены Совета обсудили еще ряд вопросов, среди которых были предложения по внедрению Атласа лучших практик в муниципальных образованиях Челябинской области, проблема взыскания исполнительского сбора с солидарных должников, порядок размещения нестационарных торговых объектов, результаты государственной кадастровой оценки земель поселений, которая в настоящее время проводится в Челябинской области.
По материалам пресс-службы
Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области