Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 264-74-71

454089; г. Челябинск;
ул. Цвиллинга, 27

7371657_op@mail.ru

Съемки выбросов с самолета, иски к предприятиям и деревья на крышах: Общественная палата Челябинской области подготовила предложения по улучшению экологии

15.11.2017

Общественная палата Челябинской области совместно с комитетом экологии и ресурсосбережения Южно-Уральской торгово-промышленной палаты провела круглый стол «О проекте предложений по задачам Стратегии развития Челябинской области до 2035 года по направлению «Чистый воздух». Предложения охватывают все сферы влияния на экологическую обстановку: от регулирования работы промышленных предприятий, создания электронной системы мониторинга качества атмосферного воздуха до разбивки скверов прямо на поверхностях домов.

Советник председателя Общественной палаты Челябинской области, председатель комитета экологии и ресурсосбережения Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Минченко, представляя проект предложений по задачам Стратегии развития Челябинской области до 2035 года по направлению «Чистый воздух», рассказал: «Целей реализации проекта всего две – постоянное соблюдение норм предельно допустимого содержания вредных веществ в атмосфере при любых погодных условиях и снижение индекса загрязнения атмосферы в крупных населенных пунктах области, с определением конкретных значений и сроков по городам. А вот задач множество, и делятся они на четыре блока: усиление контроля и мер воздействия в части охраны состояния воздуха; создание условий для внедрения на промышленных предприятиях лучших доступных технологий по снижению выбросов в атмосферу; усиление ограничений на выбросы в периоды неблагоприятных метеоусловий; формирование экологичной городской среды».

В каждом из блоков – десяток конкретных предложений. В первом – увеличение частоты и территориального охвата замеров качества атмосферного воздуха в круглосуточном режиме без выходных с помощью передвижных лабораторий, дополнительная их закупка и организация дополнительных стационарных постов наблюдения, а также усиление общественного контроля, в том числе посредством участия общественных экологических инспекторов в замерах качества воздуха и в проведении проверок на источниках загрязнения. Обеспечение регулярного визуального наблюдения за основными источниками выбросов в атмосферный воздух (заводскими трубами) и направлением распространения дымовых шлейфов с использованием средств авиации, малой авиации и стационарных видеокамер, в качестве вспомогательного средства для определения виновных по фактам обнаружения сверхнормативных загрязнений воздуха. Разработка и внедрение онлайн приложения для смартфонов в качестве средства комплексной коммуникации между гражданами и государственными ведомствами, законодательное закрепление правового статуса данной системы в качестве официального средства сбора фото- и видеодоказательств нарушений.

Во втором блоке речь идет об установке промышленными предприятиями газоочистного оборудования и предоставлении региональных налоговых льгот в качестве дополнительного источника софинансирования этих мер, а также об ужесточении квот на выбросы для предприятий с критически значимыми источниками загрязнения.

В числе задач третьего блока предлагается отменить неэффективные планы предприятий по снижению выбросов в периоды НМУ по фактам их виновности в систематических превышениях ПДК вредных веществ в воздухе посредством подачи исков в суд, а также обеспечить установление дополнительного контроля за своевременностью объявления и присвоением надлежащей степени опасности НМУ.

В последнем, четвертом блоке проработаны предложения по озеленению городов, вплоть до применения архитектурных решений по озеленению поверхностей городских зданий (например, скверы на крышах); по восстановлению и расширению пояса защитных лесов и парков вокруг крупных городов; созданию индустриального парка для размещения крупных производств вне жилых зон. А также развитию городского электротранспорта и полному выводу из эксплуатации челябинской городской свалки с последующей её рекультивацией.

Присутствующие на круглом столе представители надзорных органов – Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Природоохранной прокуратуры – а также Министерства экологии Челябинской области, при всей разности своих докладов сошлись в одном: сейчас очень трудно контролировать бизнес, чьи предприятия оказывают влияние на окружающую среду. Прийти с внезапной проверкой нельзя по закону, чтобы, как говорится, не «кошмарить» предпринимателей, а плановые проверки затруднены из-за непредоставления ими информации о своей работе. В недобросовестную игру с экологическим контролем вступают все, вне зависимости от масштабов предприятия. Крупный бизнес нарушает требования по объемам выбросов, отгородившись законами о частной собственности и высокими заборами, средний организует опасное неопознанное производство где-нибудь в промзоне, без разрешительных документов и соблюдения санитарных норм, а малый может открыть подпольный цех с ядовитым дымом хоть в гаражном кооперативе.

Сергей Лихачев, советник председателя Общественной палаты Челябинской области, и.о. председателя комиссии Общественной палаты Челябинской области по экологической безопасности и охране окружающей среды предложил провести полную инвентаризацию и кадастровый учет всех промпредприятий Челябинска и Магнитогорска. «Сейчас нет точных данных о количестве заводов и небольших цехов в Челябинской области. Никто толком не знает, сколько загрязнителей атмосферы работает. Цифра варьируется от 600 до 15 тысяч! Надо выявить все объекты, которые потенциально могут влиять на качество воздуха. Кроме того, об этом пока никто не говорит, нужно обратить серьезное внимание на градостроительную политику в промышленных городах. Плотная точечная застройка приводит к тому, что мы сами создаем искусственные колодцы, и выхлопы автомобильного транспорта – а они составляют немалую долю в загрязнении воздуха, помимо выбросов промпредприятий – просто не выдуваются. Нужно работать с городской Администрацией, с Управлением, отвечающим за архитектуру. Необходимо помнить и учитывать возможность естественной аэрации города, проще говоря, природного проветривания».

Член Общественной палаты России Феликс Панов рассказал о том, как экологическая проблема в ближайшее время будет решаться на федеральном уровне: «На протяжении 2017 года губернатор Борис Дубровский и Министерство экологии Челябинской области разрабатывали соответствующие инициативы для внесения изменений в законодательство. 10 ноября законопроект о сокращении выбросов направили в Госдуму. Новая норма предлагает выдать каждому предприятию квоту на выбросы, рассчитанную по общему загрязнению воздуха. Проект федерального закона № 277779-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (в части нормирования выбросов загрязняющих веществ) представил глава комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы Владимир Бурматов. Он отметил, что Челябинская область является одним из проблемных регионов по качеству атмосферного воздуха и данный законопроект направлен на совершенствование нормирования выбросов. Для этого предлагается использовать сводные расчеты загрязнения воздуха, которые суммируют выбросы всех предприятий города и автотранспорта. Имея их, можно выдавать каждому предприятию разрешение с учетом общего загрязнения. Сейчас при выдаче разрешения общее загрязнение не учитывается».

Участники встречи высказали еще множество предложений. В частности, эксперт Общественной палаты Челябинской области Луиза Коржова обратила внимание на важный момент: «Если мы говорим о стратегии на будущее, мы должны перенимать передовой опыт. Сейчас идет автоматизация всех сфер деятельности, это должно касаться и контроля за состоянием окружающей среды. В Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге действует полностью автоматизированные системы мониторинга экологической ситуации. В Челябинской области такая система работает на ПО «Маяк» в Озерске, откуда данные в режиме реального времени передаются в Москву. Это не фантастика, это уже реальность. Подобные системы централизованного онлайн-мониторинга надо внедрять в Челябинске и Магнитогорске».

Все высказанные дополнения к предложениям в Стратегию-2035 Общественная палата Челябинской области соберет и систематизирует. Они станут основой для разработки важнейшего документа, который определит развитие региона на ближайшие годы.