25.07.2013
22 июля на слушаниях по итогам ЕГЭ 2013 года, члены ОПРФ представили несколько кардинальных предложений по изменению экзамена, которые будут переданы на рассмотрение в правительство.
Рекомендации были разработаны, в том числе и по итогам ежегодной горячей линии Общественной палаты, на которую поступило свыше 5000 обращений от учеников, родителей, учителей.
ОПРФ предлагает разделить экзамен на базовый уровень и профильный, где уже не будет тестов. Кроме того, эксперты предложили вместо ЕГЭ по русскому вернуться к сочинению, проверяющему знания по литературе и истории, и существенно расширить полномочия общественных наблюдателей. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов фактически поддержал большую часть предложений.
В 2011 Общественная палата РФ уже направляла свои предложения в комиссию по совершенствованию проведения госэкзамена при президенте России. «Большая часть предложений была зафиксирована», — напомнил председатель Комиссии по развитию образования, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, добавив, что осенью необходимо направить президенту новый доклад.
Одно из первых предложений — выложить к 2015 в открытый доступ в Интернете тестовые задания по ЕГЭ, кроме вопросов части С (сложные задания для тех, кто претендует на высокий балл).
«Когда у вас больше пяти тысяч вопросов, становится бессмысленно их зубрить, легче выучить школьный курс, — пояснил Кузьминов. — Надо лишь разработать технику случайного выбора заданий на экзаменах по принципу лото».
ОПРФ также предлагает разделить ЕГЭ на общеобразовательный и профильный уровни. Общеобразовательный экзамен, по словам Ярослава Кузьминова, позволит получить аттестат, а профильный будет засчитан при поступлении в вуз. Вузам тогда останется заранее объявлять, какие экзамены и по какому уровню они будут требовать от абитуриентов. А те за низший уровень смогут получить максимум 70 баллов, а за высший, фактически развернутую часть «С» — до 100 баллов, рассказал ректор ВШЭ.
Еще одна инициатива, предлагаемая ОПРФ, распространение принципа обязательности сдачи профильного экзамена ЕГЭ и на всех победителей и призеров олимпиад и конкурсов (по нынешним правилам они от этого избавлены). Одновременно при поступлении в вуз предлагается засчитывать и результаты индивидуального портфолио ученика, куда, по словам Кузьминова, должны входить достижения в олимпиадном движении, а также средний бал за школьные оценки в трех последних классах. На всем этом каждый владелец портфолио сможет получить плюс к оценкам ЕГЭ дополнительные 20-30 балов.
«С каждым годом снижается знание литературы, многие школьники теряют способность читать и понимать текст», — обозначил следующую проблему член ОПРФ, поэтому эксперты предлагают заменить единый экзамен по русскому языку на сочинение или эссе, или предлагать ученикам выбор между двумя вариантами — русский и история или русский и литература.
«Субъективность оценки возрастет, но она не будет связана с чьим-то мнением. Но для этого нужен четкий механизм апелляций», — отметил Кузьминов. Для этого Общественная палата предлагает расширить права общественных наблюдателей непосредственно на экзаменах. Предлагается включить в их число представителей вузов (желательно не в своих регионах), а также представителей СМИ.
Кроме того, общественных наблюдателей предлагается допускать к процедурам проверки заданий и апелляции. «Мы считаем целесообразным распространить опыт участия общественных наблюдателей на все этапы ЕГЭ, в том числе и на проверку», — заявила заместитель председателя Комиссии ОП по развитию образования Любовь Духанина.
Кроме того, Духанина указала на возможность создания независимых тестирующих центров на базе авторитетных общественных организаций. Она также предложила формировать открытые базы данных заданий экзамена и проверяющих лиц, и предоставить возможность нескольких попыток сдачи госэкзамена школьнику.
По мнению Духаниной, имеет серьезное значение технология снижения уровня тревожности, которая предполагает «создание точного регламента ЕГЭ» (даты проведения, даты и формы объявления результатов), «обеспечение доступа учащегося к сканированной копии своей работы» и прием апелляции на все части работы, «предусмотреть проведение апелляции в формате видеоконференции».
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов признал, что «проблемы независимости и честности экзамена не решены в полной мере». Он фактически поддержал предложения экспертов Общественной палаты, предложив на выбор два варианта изменений. «Мы можем уйти от тестовых заданий с выбором ответа, как это уже сделано в математике,— сказал министр.— Либо мы делаем двухуровневую систему экзаменов, когда тесты есть в экзаменах базового уровня. А задания более творческие, креативные, остаются в варианте продвинутого уровня. Я считаю, что развилка здесь».
При этом министр согласился увеличить количество открытых заданий. «Такой банк надо сделать по всем предметам и разработать дополнительные варианты, которые можно использовать в качестве замены в каких-то форс-мажорных обстоятельствах», — сказал он.
По итогам обсуждения Общественная палата РФ подготовит рекомендации и направит их в профильные органы.
по материалам пресс-службы ОПРФ