Об особенностях главного финансового документа и его приоритетах в период масштабных геополитических событий парламентариям рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
Как отметил глава южноуральского минфина, главной задачей бюджетной политики на предстоящие три года является сохранение устойчивости региональной экономики и социальной сферы, поддержание условий для их дальнейшего развития.
Так, общий объем доходов областного бюджета на 2023 год рассчитан в сумме 226 млрд рублей с приростом к первоначальному плану текущего года на 3%.
«В первую очередь – на 85% – они будут сформированы за счет собственных доходов региона в сумме 192,7 млрд рублей. Это налоговые и неналоговые поступления, которые на базе экономического прогноза планируются с увеличением на 9,8% к первоначальному бюджету текущего года», – сказал он.
При этом все факторы, связанные с геополитической обстановкой, изменением в налоговом законодательстве и влияющие на поступление доходов в предстоящем периоде, учтены в проекте областного бюджета.
«С начала формирования бюджета прошло достаточно времени, и мы внимательно наблюдаем за ситуацией. Несмотря на то, что сейчас вносим расчеты по доходам в этих суммах, мы готовы к любому развитию событий и их корректировкам», – уточнил Андрей Пшеницын.
Наряду с собственными ресурсами в регион продолжат поступать и федеральные трансферты, которые на момент первого чтения запланированы в объеме 33 млрд рублей. Около 37% из них или 12,3 млрд рублей – это средства на реализацию приоритетных нацпроектов.
При этом ко второму чтению закона об областном бюджете сумма таких трансфертов традиционно изменится. Это связано со следующим этапом распределения средств между регионами, которое на днях произошло на федеральном уровне. А, значит, объемы и динамика доходов и расходов области на предстоящие три года будут скорректированы.
Что касается расходов регионального бюджета на 2023 год, то сейчас они запланированы в сумме 277,6 млрд рублей с приростом 8% к первоначальным параметрам текущего года.
Полностью в расходах учтено исполнение социальных обязательств Челябинской области, включая ежегодную индексацию выплат, установленных областным законодательством; реализация национальных и соответствующих региональных проектов; исполнение указов президента в части оплаты труда работников бюджетной сферы и обеспечения минимального размера оплаты труда. Предусмотрены и расходы, связанные с проведением специальной военной операции, поддержкой военнослужащих и их семей, а также беженцев из Донецкой и Луганской республик.
«Проект областного бюджета, безусловно, отражает те вызовы, с которыми мы сталкиваемся в текущей геополитической обстановке. Давление санкций, структурные изменения в экономике, новые расходные обязательства регионов – всё это учитывалось при формировании документа, – говорит Андрей Пшеницын. – При этом губернатор Алексей Текслер ставил задачу не только сохранить социальную составляющую бюджета – традиционно это 70% от общего объема расходов, – но и предусмотреть инвестиционные вложения, чтобы обеспечить подпитку экономики, развитие региона в целом».
В соответствии с курсом губернатора на сохранение темпов развития региона расходы инвестиционного характера запланированы с увеличением на 28% в сумме 70,2 млрд рублей и направлены на дальнейшее укрепление социальной инфраструктуры, реализацию крупных проектов в сфере общественного транспорта, в образовании, здравоохранении, туризме, отраслях культуры и спорта.
Существенный объем областных средств, – а это без малого 40% или 108,9 млрд – направляется муниципалитетам области в виде трансфертов, которые обеспечат как переданные областные полномочия, так и решение вопросов местного значения, в том числе по модернизации объектов ЖКХ, газификации, благоустройства.
По решению губернатора в целях укрепления доходной базы местных бюджетов в 2023 году в территории дополнительно передается 2 процентных пункта налога на доходы физических лиц. Таким образом, дополнительный дифференцированный норматив отчислений от НДФЛ будет увеличен с 15% до 17%. «Это то, к чему стремятся территории, предлагая вместо дополнительной финансовой помощи, определенной в конкретном размере, передавать им дополнительные доходные источники, с которыми они смогут работать самостоятельно и влиять на размер поступлений», – уточнил Андрей Пшеницын.
Учитывая необходимость дальнейшей реализации задач, обозначенных президентом, и достижения национальных целей развития бюджет на 2023 год рассчитан с плановым дефицитом в объеме 51,5 млрд рублей со снижением в среднесрочной перспективе, то есть к 2025 году, в два с половиной раза.
В качестве источников его покрытия предусмотрены остатки средств текущего года, которые сложатся не из экономии по расходам, а из-за перевыполнения плана по доходам. А также федеральные бюджетные кредиты — в первую очередь, как инструмент инфраструктурного развития, и коммерческие заимствования, решения по которым будут приниматься исходя из складывающейся ситуации.
По словам министра, давать прогнозы в нынешних условиях очень сложно. «Чтобы область чувствовала себя в финансовом плане более уверенно, мы страхуемся от непредвиденных ситуаций, регулярно пересматривая бюджет, в том числе размер дефицита и, что важно, планируемые источники его погашения. Сегодня, в частности, вносим изменения в бюджет текущего года, сокращая его дефицит и исключая коммерческие займы. И в будущем году для снижения дефицита будут использоваться все возможные ресурсы», – добавил он.
«Таким образом, можно сказать, что бюджет предстоящего периода адаптирован к текущим условиям, направлен на сохранение социально-экономической стабильности путем выполнения всех социальных обязательств и поддержания темпов дальнейшего развития региона», - резюмировал Андрей Пшеницын.