Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, удастся ли решить серьезное противоречие между интересами предпринимателей и необходимостью защиты уникальных природных территорий Южного Урала.
Проблема обсуждалась сегодня, 17 марта, на круглом столе, организованном Общественной палатой Челябинской области. В дискуссии приняли участие представители общественности, чиновники и бизнесмены.
Алексей Ларин, председатель комиссии Общественной палаты Челябинской области по экономике и предпринимательству напомнил, что территория вокруг озера Кисегач – один из основных курортов региона. Его история уходит корнями в советское прошлое.
- Когда наступили 90-е годы, мы вошли в серьезные экономические трудности. Роль курорта видоизменилась. Я, как общественник, хотел бы видеть его таким, каким он изначально создавался. Но мы отталкиваемся от тех реалий, что имеются. Если мы придем к тому, что это будет рекреационная зона – прекрасно, но как вариант размещения отелей без оздоровительной составляющей – тоже хорошо, - отметил он.
Кисегач страдает от недостатка воды, стоков канализации и диких туристов
Главные проблемы курортной зоны Кисегача обозначил предприниматель Денис Лихачев. Большинство из них связаны с антропогенной нагрузкой на водоем.
- Продолжается многолетнее снижение уровня воды в озере Кисегач. Есть информация, что вода массово выкачивается. Сколько – никто не знает. На водокачках установлены приборы учета, но понимания нет до сих пор. Есть проблема засыпанных протоков в озеро, где-то они завалены и не чистятся. Весенние воды не могут попасть в озеро и наполнить его. Каждое жаркое лето приводит к снижению уровня воды – обнажается пологое дно во многих заливах, идут процессы, близкие к заболачиванию, - рассказал он.
Другой проблемой являются очистные сооружения на озере Табанкуль – именно на них поступают канализационные стоки со всех окрестных здравниц. Сооружения были заброшены, давно не ремонтировались, и качество очистки неудовлетворительное. Сейчас очистные сооружения переданы на баланс города Чебаркуля, но реконструкция их затруднена из-за нерешенности вопроса о передаче на баланс города и района земель Минобороны РФ. «Проблема заморожена, а загрязнения каскада озер продолжается», - напоминает Денис Лихачев. Он также отметил, что в лесах вокруг Кисегача много бурелома и сухостоя.
- Остается острой проблема дикого туризма. Его можно запретить, но это повлечет неблагоприятные социальные последствия, поэтому запрет – не лучший выход. Есть много мер воздействия на дикого туриста, но практика показывает, что контролирующие органы с этим не работают. Курорт находится в зоне общего доступа – просто запретить людям приезжать с палатками на берег почти невозможно. Необходимо этот отдых делать более цивилизованным, - уверен Денис Лихачев.
Спасет ли Кисегач статус особо охраняемой природной территории
Введение режима особо охраняемой природной территории в районе озера Кисегач будет серьезным препятствием для развития туризма, уверен предприниматель Юрий Звонков.
- Здравомыслящий инвестор не будет вкладываться в объекты, находящиеся в особо охраняемых природных территориях. Из 49 отраслей, официально зафиксированных для инвестиций, по привлекательности туризм находится на 47 месте. Мы зарабатываем от 3 до 5 процентов годовых от вложенных средств, то есть ничего, - говорит он.
Есть много предпринимателей, готовых вкладываться в развитие туризма. Но не каждый захочет инвестировать средства в долгосрочные проекты, где окупаемость составляет не меньше 5-7 лет, без должных гарантий комфортного ведения бизнеса. Предпринимателям проще реализовать свои проекты в соседней Башкирии, где нет аналогичных ограничений, либо в Свердловской области, где налоговые ставки в сфере туризма гораздо ниже. Во многом эти процессы можно наблюдать уже прямо сейчас.
- Наложение ограничений, связанных с введением режима особо охраняемой природной территорий - дополнительное препятствие для развития туризма в Челябинской области, - уверен Юрий Звонков.
Весьма осторожно к этой идее относятся и в министерстве экономического развития Челябинской области. Замминистра ведомства Андрей Минченко отметил, что коллеги из министерства экологии, высказывая идеи о необходимости создания на Кисегаче особо охраняемой природной территории, пытаются навести там порядок и решить проблемы, связанные с накопившейся антропогенной нагрузкой. По мнению министерства экономического развития, инструмент для наведения порядка выбран не самый целесообразный. Его нельзя налагать на уже существующую туристическую инфраструктуру, уверен Андрей Минченко.
- Наше предложение в том, чтобы все земли, которые запланированы под туристические объекты, транспортную инфраструктуру нужно исключать из границ природного парка. В необходимости создания природного парка как такового есть сомнения. Он предусматривает создание заповедной зоны, полностью ограниченной для посещения. Плавать на лодках будет нельзя, купание под вопросом. Зачем плодить противоречия, которых и так достаточно?, - задается вопросом замминистра.
Он напомнил, что заповедных зон вокруг Кисегача и так достаточно – к западу от него находятся огромные территории Ильменского заповедника, где есть ряд заповедных озер и особый охранный режим, предельно жесткий. Наложить такой же запрет на посещение небольшого участка с каскадом озер под Чебаркулем, возможно, решение неправильное, считает Минченко.
Замминистра отметил, что на сегодняшний день в министерство поступили десятки обращений с предложением инвестиционных проектов вокруг озера Кисегач, потенциал которых оценивается в 5,5 миллиарда рублей. Минэкономразвития выступает за комплексный подход к решению вопроса, учитывающий интересы всех сторон: бизнеса, охраны природы, туристов. В ведомстве предлагают применять иные инструменты регулирования деятельности на этой территории, которые законодательство позволяет использовать, в том числе, в рамках муниципальных полномочий. Одним из решений по охране окружающей среды может быть строительство объектов, снижающих антропогенную нагрузку на территорию.