По Челябинску без навигатора
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

По Челябинску без навигатора

12.04.2019

Известные дизайнеры Илья Бирман и Игорь Штанг предложили новый формат навигационных табличек для родного города, которые сегодня выглядят так:

По Челябинску без навигатора

В последнее время в Челябинске часто можно слышать о дизайн-коде города. К нему апеллируют. На него ссылаются. Им грозят. Но многие ли его «расшифровывали»? И что в нем говорится о таком, казалось бы, простом, но важном для поиска себя в городском пространстве «маячке», как адресные таблички на зданиях?
 

Почему это важно:

  • Челябинск активно развивается, строятся новые микрорайоны, депутаты гордумы с завидным постоянством дают названия вновь проложенным улицам и возведенным общественным пространствам;
  • не только гости нашего города-миллионника или не так давно переехавшие нуждаются в понятных с первого взгляда, приведенных к «общему знаменателю» средствах навигации, но и коренные жители;
  • навигаторы в автомобилях или в мобильных дают подсказки, но без заветных табличек, опять же имеющих презентабельный вид и собственный стиль, далеко не уйдешь – не уедешь.

image6.jpg
Дом один – таблички разные. Фото автора
 

К «общему знаменателю»:

О необходимости типизировать адресные таблички на зданиях по всему Челябинску некоторое время назад заговорили в областной Общественной палате.

– Мы провели по этой теме круглый стол, куда пригласили представителей городского комитета архитектуры и градостроительства, управления благоустройства, Государственной жилищной инспекции. Комитет архитектуры принял на себя задачу по разработке дизайн-проектов адресных указателей, заверив, что будет дополнительно их согласовывать, – пояснил председатель Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин.
 

По мнению Общественной палаты, таблички должны:

  • быть читабельными и аккуратными;
  • иметь подсветку в темное время суток;
  • отличаться по группам:
∗ на зданиях-объектах историко-культурного наследия;
∗ на производственных объектах;
∗ на домах частного сектора.


    image3.jpg
    Два здания, два государственных учреждения, два вида табличек. Фото автора

    Между тем, изучив ситуацию, эксперты выявили: обязанность установки адресной таблички лежит на собственнике здания, и если с нежилыми и коммерческими зданиями все более-менее ясно, то в отношении многоквартирных домов неопределенность.

    – Табличка не входит в состав общего имущества дома, соответственно, управляющая компания и жильцы не обязаны ее изготавливать, монтировать, содержать и так далее. С одной стороны, возникает необходимость внести поправки в Жилищный кодекс РФ, где описывается состав общего имущества дома. С другой стороны, это можно сделать и на муниципальном уровне, вменив все, что касается табличек, в обязанности благоустройства, чтобы типизацией адресных указателей занялись управляющие компании, при согласовании с комитетом архитектуры, – прокомментировал руководитель центра общественного контроля при ОПЧО Вячеслав Цапов.
     

    На какой всё стадии?

    По словам Вячеслава Цапова, в городской комитет архитектуры и градостроительства был сделан запрос с просьбой определить точные сроки изготовления дизайн-проектов адресных указателей. Второй запрос направлен в ГЖИ – за разъяснениями, как поступить с табличками на многоквартирных домах. Ответы из обеих инстанций ожидаются в ближайшее время. А тем временем...

    image1.jpg
    Разные жилые дома, а таблички чем-то странно похожи. Фото автора
     

    Дизайн-проект уже есть

    Известный в Челябинске и, кстати, далеко за его пределами дизайнер, финалист конкурса по созданию схемы столичного метро департамента транспорта Москвы Илья Бирман взял и создал для южноуральской столицы стандарт адресной навигации, с шаблонами верстки. Об этом Илья рассказал в своем блоге. 

    image4.jpg
    Фото со страницы проекта Ильи Бирмана
     

    «Фишки» стандарта от Ильи Бирмана:

    • Кварталы: адресные таблички показывают направление нумерации и дома на краях квартала;
    • Справочные сведения: предусмотрена возможность указывать микрорайон, старые и народные названия улицы, информацию о том, в честь кого названа улица;
    • Параллельность улице: стандарт объединяет российские и европейские традиции, повышая информативность табличек;
    • Планы дворов: стандарт включает новый тип таблички — схему расположения домов во дворе;
    • Размещение: таблички выравниваются с конструктивными и декоративными элементами здания;
    • Язык: в улицах с необычными названиями, не требующими родового слова, оно не пишется;
    • Система: при всем многообразии таблички строятся по общей сетке.


    image7.jpg
    Вот так Илья Бирман предлагает унифицировать адресные таблички. Фото со страницы проекта Ильи Бирмана

    image5.jpg
    Так могут выглядеть адресные таблички в Челябинске. Фото со страницы проекта Ильи Бирмана

    Не забыл дизайнер и о местном колорите, выбрав для табличек шрифт, на его взгляд соответствующий духу и истории города. Знаменитая «суровость» Челябинска проявляется в особенностях верстки, поддерживается обязательным сокращением слова «улица».
     

    Что хотел сказать автор?

    Об этом мы решили спросить у самого Ильи Бирмана:

    – Илья, как влияет единообразие навигации в городском пространстве на самосознание горожан, в нашем случае – челябинцев?

    – Мне кажется, что людям приятнее находиться в городах, где есть приятные детали. Красные телефонные будки в Лондоне, характерные желтые светофоры и такси в Нью-Йорке, невероятно разнообразные фонари в Будапеште. Уличные таблички вряд ли перевернут чей-то мир, но могут стать просто одной из таких городских деталей.

    – А как влияет это на отношение гостей к Челябинску, какой вклад вносит в имидж города?

    – Почему-то так много разговоров о том, какое впечатление город произведет на гостей, а ведь у нас, вообще-то, больше миллиона своих жителей! Давайте начнем с того, что бы им было приятнее? Ладно бы Челябинск еще был каким-то важным туристическим направлением, тогда в «гостевом» мышлении был бы хотя бы экономический смысл. А в нашем случае это просто неважно.

    – Что уже сделано тобой в Челябинске помимо проекта адресных табличек?

    – В трамваях ездит схема передвижения, которую мы сделали с прекрасными дизайнерами Сашей Караваевым и Полиной Лесниковой.

    – Что еще ты готов сделать?

    – Я был бы счастлив сделать больше: задизайнить остановки, скамейки, люки колодцев, урны и так далее. Чем больше души вложено в такие детали, тем лучше становится город. С радостью сделаю что-то еще, если ко мне обратятся. Но собственные планы я стараюсь не разглашать до получения результата.
     

    Комитет архитектуры и градостроительства… пока безмолвствует

    Мы отправили запрос в соответствующее ведомство, но комментариев на момент написания этого материала пока не получили.