Пациенты оценят эффективность больниц
Общественная палата

Челябинской области

Мы в соц. сетях:
Общественная палата Челябинской области

8(351) 737-16-57

454089, г. Челябинск,
Проспект Ленина, 59

7371657_op@mail.ru

Пациенты оценят эффективность больниц

23.06.2014

На Южном Урале стартовал опрос пациентов, который позволит оценить удовлетворенность населения получением медицинских услуг в медучреждениях региона. Анкета уже размещена на сайте регионального минздрава.

В будущем мнение южноуральцев учтут при составлении рейтинга больниц и поликлиник. В опубликованной ведомством анкете представлены все медицинские организации региона – это стационары и поликлиники районных, городских и областных больниц, службы скорой помощи, дома ребенка, санатории, стоматологические поликлиники, роддома, молочные кухни и многие другие. В анкете они делятся на два вида по получению помощи: амбулаторно и в стационаре. Соответственно, каждый житель региона может поделиться бесценной информацией о том, как он проходил лечение в том или ином учреждении, а возможно, и сразу нескольких, например, заполнив анкету на поликлинику, а потом – и на стационар. Так, пациентам поликлиник предлагается ответить на вопросы, касающиеся ожидания медпомощи, в частности: как быстро удалось попасть на прием к нужному специалисту; насколько легко удалось записаться к врачу и какой из способов записи предпочтительнее: по телефону, через регистратуру, через Интернет, по направлению лечащего врача; сколько времени пришлось провести в очереди на прием; насколько комфортным было это ожидание; долго ли пришлось ждать направления на диагностические исследования и плановую госпитализацию. Кроме того, пациентам предлагается оценить вежливость врачей и персонала клиник, условия оказания медпомощи. Есть возможность высказать свои пожелания по поводу улучшения качества предоставляемых в учреждении услуг. Анкета для пациентов стационаров немного отличается от первой. Здесь также предлагается оценить работу врачей и медсестер по пятибалльной шкале, в частности их вежливость и внимательность. Другие вопросы касаются отношения в приемном покое больницы, своевременного получения обезболивания, удовлетворенности питанием, качеством уборки помещений, освещением комнат, температурным режимом в палатах. Отдельно прописаны вопросы о том, приходилось ли приобретать лекарственные средства и проходить диагностические исследования за собственный счет, а также благодарить врачей деньгами или подарками. Решение спросить пациентов о том, насколько, по их мнению, эффективно и на современном уровне оказывается помощь в тех или иных государственных и муниципальных медорганизациях, назревало давно. В 2012 году президент Владимир Путин в майском указе правительству страны поручил разработать методику независимой системы оценки качества работы организаций. Для реализации идеи пришлось не только разработать анкеты и механизмы оценки эффективности работы больниц, но и создать в каждом регионе независимые общественные организации при министерствах здравоохранения, которые и должны будут оценить результаты опроса пациентов. В Челябинской области такой общественный совет появился в мае этого года, в его состав вошли специалисты минздрава, члены и эксперты Совета Общественной палаты Челябинской области, представители профсоюзов, медучреждений и общественных организаций области. Теперь им предстоит проанализировать мнения пациентов и на их основе составить рейтинг медучреждений региона. «При составлении рейтинга, несомненно, будут учитываться критерии эффективности работы медицинских организаций и профессиональная оценка качества оказания медицинской помощи, которая сегодня выражается в соответствии со стандартами и порядками. Однако не менее важна будет и оценка организаций пациентами, для которых имеют значение иные категории, чем для специалистов. Им важно быстро попасть на прием к нужному врачу, получить качественную медицинскую помощь в комфортных условиях, понимать, для чего врач назначает те или иные препараты и процедуры. Анализ анкет, в первую очередь, поможет обратить внимание главврачей на те моменты, которые, может быть, не настолько важны для специалиста, но имеют большое значение для пациента – отсутствие очереди в регистратуре, отношение медицинских работников, санитарное состояние столовых, лестниц, палат», – поясняет председатель общественного совета при министерстве здравоохранения Челябинской области, Председатель Комиссии Общественной палаты Челябинской области Марина Москвичева. По сути, заполнив анкету, пациенты примут непосредственное участие в совершенствовании работы учреждений отрасли – после составления рейтинга они не только смогут надеяться на то, что их пожелания будут услышаны, но и предпринять реальные меры. Дело в том, что рейтинг, составленный по итогам анкетирования, будет публичным, это значит, что каждый пациент сможет его посмотреть и выбрать ту организацию, в которой он хотел бы получать медицинскую помощь. «По закону каждый пациент один раз в год имеет право прикрепиться к той поликлинике, в которой он желает обслуживаться. Естественно, большинство пациентов заинтересованы в своем здоровье, поэтому выберут наиболее эффективные учреждения, даже если они находятся не рядом с домом. Вместе с увеличением потока пациентов вырастет и финансирование медицинских организаций – лидеров рейтинга, соответственно, и зарплаты сотрудников», – поясняет Марина Геннадьевна. Аналогичная ситуация в стационарах. При направлении на плановое лечение лечащий врач будет обязан дать пациенту перечень больниц с профильными по его заболеванию отделениями, а пациент, руководствуясь рейтингом, сможет сам выбрать, в какой больнице проходить лечение по условиям программы госгарантий. Мнение пациентов также учтут при решении судеб некоторых больниц. Дело в том, что неэффективные учреждения по итогам рейтинга ожидает реорганизация. «В современных условиях должны выжить конкурентоспособные больницы, те, которые могут качественно оказывать помощь населению. Не секрет, что есть у нас и такие организации, без которых можно обойтись, и на содержание которых тратятся немалые средства. Нам предстоит очень серьезная и сложная работа, чтобы выявить действительно неэффективные учреждения, поэтому мнение пациентов в этом вопросе для нас крайне важно», – отмечает руководитель общественного совета. К слову, реорганизация не просто ликвидирует часть учреждений – высвободившиеся средства на их содержание пойдут на увеличение зарплат медицинских работников. Возможность принять участие в анкетировании у южноуральских пациентов есть до конца 2014 года, однако уже в третьем квартале общественный совет намерен подвести промежуточные результаты опроса пациентов и озвучить их. Все, кто желает высказать свое мнение по этому вопросу, могут заполнить анкету на сайте Министерства здравоохранения Челябинской области http://www.zdrav74.ru/interview/. Cheldoctor.ru http://cheldoctor.ru/text/mednews/808023.html