16.02.2016
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
По состоянию на 01.01.2016 в Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3878 некоммерческих организаций (на 01.01.2015 – 3775), из них:
- 1634 общественных объединений (на 01.01.2015 -1574);
- 61 региональное отделение политических партий (на 01.01.2015 – 60);
- 426 религиозных организаций (на 01.01.2015 - 409);
- 1757 иных некоммерческих организаций (на 01.01.2015 – 1732).
В рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений (далее – НКО) за 2015 год проведено 114 проверок деятельности некоммерческих организаций, из них 99 плановых и 15 внеплановых (в 2014 г. – проведено 111 проверок деятельности некоммерческих организаций, из них 98 плановых и 13 внеплановых проверки).
По результатам проведенных проверок и проверок на предмет установления соблюдения некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:
- вынесено 382 предупреждения (в 2014 г. - 441);
- направлено в суд 85 исковых заявления (в 2014 г. – 48);
-составлен 191 протокол об административных правонарушениях(в 2014 г. – 234).
По результатам проведенных Управлением проверок некоммерческих организаций в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Минюстом России внесены 4 некоммерческие организации: Челябинское региональное экологическое общественное движение «За природу», Челябинский региональный благотворительный общественный фонд «За природу», Озерская городская социально-экологическая общественная организация «Планета надежд» и Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС-Урал».
Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых ими в своей деятельности.
Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны НКО является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" установлен срок представления отчетности – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.
Также многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что, в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.
Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию НКО и содержанию учредительных документов. Однако в большинстве случаев наименования НКО не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок внесения изменений в учредительные документы, сведения о наличии и порядке деятельности отделений, филиалов, представительств.
Одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что некоммерческой признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.
Нередко встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.
В отчетном периоде выявлен 1 случай несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, заявленным в ее уставе. В отношении указанной некоммерческой организации Управление обратилось в суд с исковым заявлением о ее ликвидации в судебном порядке. Суд удовлетворил исковые требования Управления в полном объеме, и данная некоммерческая организация была исключена из ЕГРЮЛ.
Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.
К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.
Вместе с тем, большинство НКО устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения проверок, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона.
По материалам
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области